Место в центре Вологды, где стоял Спасо-Всеградский собор, отмечено поклонным крестом. Далеко не каждый вологжанин знает сегодня историю этого храма. Гораздо большее количество жителей помнит любимый вологжанами кинотеатр имени Горького, для которого долгие годы использовалось здание собора.
31 октября 2014 году исполнилось 360 лет со дня основания первого храма на этом месте, святыни, которая столетия была дорога сердцу каждого вологжанина.
Предлагаемая вашему вниманию виртуальная выставка является данью памяти разрушенному храму, повествует об основных вехах его истории через немногочисленные предметы, сохранившиеся в собрании Вологодского государственного музея-заповедника.
Организаторы выставки надеются, что проект получит продолжение. Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кому интересна история этого храма и его святынь. Фотографии из личных архивов могут расширить представление об исчезнувшем храме на разных этапах его существования и в различных статусах, об этом историческом месте в целом. Вполне возможно, что среди ваших домашних образов есть и иконы Всемилостивого Спаса – одной из главных святынь г. Вологды, их фотографии могли бы пополнить представленную галерею образов.
История возведения в Вологде в 1654 г. «обыденного» храма и создания «обыденной» иконы описана в «Сказании о милости Божией и о создании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в г. Вологде, ради избавления его от смертоносной язвы». В середине ХIХ века было известно несколько списков сказания. Один из них был опубликован А.Малевинским в 1866 году , второй, хранящийся ныне в собрании Вологодского государственного музея-заповедника, Н.Н.Малининой в 1997 г. Список из собрания музея составлен, по всей вероятности, в первой четверти XVIII века, и отличается от опубликованного А. Малевинским списка лишь в проповеднической части, историческая часть содержит те же самые летописные известия. В сказании повествуется о свирепствовавшей в городе и его окрестностях в течение семи недель и унесшей великое множество человеческих жизней страшной болезни, во избавление от которой, как от гнева Божия, вологжане построили храм в ночь на 18 октября 1654 г., после чего мор в Вологде прекратился. В этот же день жителями Вологды был составлен общественный обетный приговор, по которому они взяли на себя и своих детей обет сохранять и содержать возведенную всем миром церковь. В Государственном архиве Вологодской области в коллекции свитков сохранился «список с подлинного мирского приговору всех вологжан посацких людей слово в слово». Согласно сказанию, в благодарность за милость Божию через 4 дня после этого события по желанию жителей был также единодневно написан благочестивым вологодским иконописцем образ Всемилостивого Спаса. В сказании определена точная дата создания иконы – 23 день октября, в день памяти св. Апостола Иакова, брата Господня. Именно эта небольшая икона-пядница приобрела всенародную известность в городе и его окрестностях, стала главной святыней единодневно построенного храма.
Многочисленные источники свидетельствуют об иконе Спаса Обыденного как одной из главных святынь города Вологды. В сообщении в Святейший Синод епископа Вологодского и Тотемского Израиля 21 декабря 1893 г. отмечено, что эта особо чтимая икона «износится по давнему обычаю и по просьбам гражан города в дома всех градских приходов и в ближайшие к городу селения» . В честь нее было названо вологодское православное братство, при котором 29 сентября 1896 г. был открыт один из первых вологодский музеев - Вологодское епархиальное древлехранилище, а сама церемония открытия начиналась молебном перед иконой, принесенной по этому случаю из Спасо-Всеградского собора.
В статье, посвященной Всеградской Спасообыденной церкви, опубликованной в «Вологодском иллюстрированном календаре» на 1893 г., отмечается, что «церковь замечательна по происхождению и главной святыне ее – чудотворному образу Всемилостивого Спаса» . Икона открывает список чудотворных и местно чтимых икон Вологодской губернии в следующем выпуске «Календаря» в 1894 г. Сообщая об иконах, которые «житель Вологодской страны издревле привык считать чудотворными», В.К.Лебедев приводит в качестве примера «глубоко почитаемую и всем вологжанам известную икону Всемилостивого Спаса в Вологодском Спасовсеградском соборе» . Одним из чудес иконы вологжане считали спасение царской семьи во время крушения поезда в 1888 г. Описывая святыни собора в 1914 г., протоиерей Николай Коноплев пишет: «Перед этою иконою неугасаемо горит великолепная серебряная лампада, очень больших размеров, художественной работы – дар вологодских граждан по случаю чудесного спасения драгоценной жизни Государя Императора Александра III и его августейшей семьи от смертной опасности при крушении царского поезда около станции Борки 17 октября 1888 г. На лампаде следующая надпись: «Спасу Всемилостивому, спасшему Вологду от моровой язвы в память новаго чуда 17 Октября 1888 г.» . Сделать этот вклад в Спасо-Всеградский собор побудили вологжан публикации в некоторых газетах, сообщивших о том, что копия чудотворного образа, поднесенная 3 июля 1881 г. императору Александру III вологодским дворянством в знак выражения верноподданических чувств, была в царском поезде во время его крушения. Протоиерей Иоанн Лебедев, проанализировавший подробные описания крушения царского поезда, не нашел убедительных доказательств достоверности этой информации, хотя один из списков вологодской иконы ранее был действительно вручен 3 июля 1881 г. императору Александру III в Петергофе. Подаренная императору икона была выполнена по заказу вологодского дворянства московским художником Овчинниковым . Для ее преподнесения по случаю восшествия императора на престол была выбрана на специальном общем собрании 25 июня 1881 г. депутация дворянства .
Списки иконы Спасо-Всеградского собора известны с XVIII века. От чудотворного образа их отличает пространный текст летописи о создании первообраза, традиционно размещаемый на поземе по обе стороны от изображения Вседержителя. Списки с иконы Спаса Обыденного из Спасовсеградского собора г. Вологды довольно многочисленны, копии чтимой святыни находились во многих храмах Вологды . У верующих, которые не могли себе позволить приобрести икону Спасителя, во второй половине XIX века была возможность заказать фотографию святыни. «Удовлетворяя благочестивому желанию многих вологодских граждан» художник академии А.А.Скрипицын, с дозволения епископа Вологодского и Великоустюжского Павла, сделал снимок с чудотворной иконы, который, как указано в рекламе, размещенной в Вологодских епархиальных ведомостях в 1867 г. , передавал в малейших подробностях «самое изображение пречистого лика» и драгоценный оклад. Фотографии иконы изготавливались разного формата (4х3 3/8 и 5х4 1/2 вершка, стоимостью 1 и 2 рубля, с пересылкой) для широкого распространения среди верующих. Вологжане могли их купить у самого художника, а иногородним предлагалось адресовать свои требования на имя протоиерея Спасо-Всеградского собора.
Широко почитавшаяся в Вологде икона «Спас Всемилоствый (Обыденный) не только разошлась по России во множестве списков, но и оказала влияние на формирование иконографии «Собора вологодских святых», важнейшим элементом которой стало включение изображения Спасителя в соответствующем Спасо-Всеградскому образу изводе. На протяжении XVIII – начала XX века было создано множество списков чудотворного образа Всемилостивого Спаса, подвергавшегося как прямому копированию (в окладе и без оклада), так и включаемых в композицию «Собора вологодских святых». Эти иконографические линии развивались параллельно и разрабатывались местными вологодскими мастерами, за исключением икон, имитировавших золотую ризу, появившихся в большом количестве во второй половине XIX века и, возможно, писавшихся под заказ в иконописных селах Владимирской губернии, что косвенным образом свидетельствует об устойчивом спросе и почитании вологодского образа Всемилостивого Спаса (Обыденного) из Спасо-Всеградского собора.
Перед главным иконостасом храма в особом киоте на аналое размещалась другая святыня Спасо-Всерадского собора - воздвизальный восьмиконечный крест, устроенный, как следует из надписи на его обороте, из дерева первоначальной холодной деревянной церкви, украшенный в год ее двухсотлетия (1854 г.) богатым серебряным окладом петербургской работы. Судя по имеющимся на изображении ног распятого Христа значительным повреждениям красочного слоя, он был доступен для поклонения верующих, не исключая непосредственные контакты со святыней.
Храм назывался «всеградским», поскольку здание и клир содержались на средства всего города. Это объяснялось древним общественным «приговором», составленным и подписанным вологжанами в день построения церкви, которым они взяли на себя и потомков обещание «на вечные времена обеспечивать содержание церкви из городских доходов» . Возведенная обыденно церковь была деревянной. В 1688 - 1698 гг. обветшавшая церковь была заменена каменной, которая к середине XIX в. претерпела ряд перестроек. Это была одноэтажная церковь в связи с колокольней, с тремя престолами: главный во имя Всемилостивого Спаса и два придела в трапезной – во имя Богоматери Тихвинской и во имя св. Апостола Иакова, брата Господня . В 1854 г., с устройством печей, холодный храм был превращен в теплый. Слева от входа была устроена часовня с иконостасом, постоянно открытая для богомольцев с 8 часов утра до 8 вечера . Спасовсеградская церковь выделялась среди полусотни церквей города размерами и убранством, местоположением в центре города, была второй по посещаемости после кафедрального собора .
Службы в храме были прекращены в 1924 г. Здание стало использоваться как городской «Дом Искусств», с 1932 года было приспособлено под кинотеатр, в 1971 г. уничтожено. О былом благолепии собора свидетельствуют сегодня лишь немногие произведения искусства и письменности в собрании музея да сохранившиеся старые фотографии.
На юбилейной выставке, посвященной 360-летию основания Спасо-Всеградского собора, представлены предметы из разных коллекций Вологодского государственного музея заповедника, происходящие из этого храма. Это особо почитаемые святыни и небольшие иконы-пядницы, являющиеся вкладами вологжан в Спасо-Всеградский собор, две из них безвозмездно отреставрированы к этой дате в 2014 году художником-реставраторами О.А.Соколовой ООО «Образ Севера» (Вологда)
.Из сохранившихся священных предметов и серебряной утвари наибольший интерес представляет напрестольный крест 1784 г., выполненный вологодским серебряных дел мастером Иваном Петровым Арефьевым.
Именно в этот городской храм была вложена ополченцами 20-й пешей Вологодской дружины роскошная плащаница на поминовение собратьев, погибших во время Первой мировой войны.
К категории ценных вкладных предметов, связанных с известными личностями, относится книга святителя Димитрия Ростовского «Жития святых на июнь – август», изданная в 1764 г., подаренная вологжанам архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном, бывшим в 1765 году (на момент вклада) настоятелем московского Новоспасского монастыря.
Виртуальная выставка позволяет показать максимальное количество предметов, связанных с историей собора и его святынь. Эти экспонаты дают далеко не полное представление о культурном наследии Вологодского Спасо-Всеградского собора, иконы и церковная утварь которого передавались после закрытия не только в музей, но и действующие храмы города, что значительно осложняет задачу восстановления их первоначальной принадлежности.
Ответственный за выставку: Виноградова Е.А.
Рабочая группа: Чекалова И.В., Кривоногова Л.В., Рогулина Н.Н., Вологдина Л.В.
Фотосъемка Тарасовский А.В.
Техническое обеспеченние: Алексей Клёнов