Значительную и основополагающую часть собрания составляют церковные древности, поступившие из Музея иконописи и церковной старины, унаследовавшего коллекцию Епархиального Древнехранилища, учрежденного в 1896 году при Православном братстве Всемилостивого Спаса. Сбором памятников в этот музей занималась разветвленная сеть комитетов на местах, руководившая собирательской деятельностью священников в своих приходах и округах. Поступления носили случайный характер, в поле зрения исследователей попадали религиозные святыни, отмеченные церковным преданием, и вышедшие из обихода древности, церковные и этнографические. В собрании епархиального музея числились самые разные предметы (иконы, утварь, письменные источники), в т.ч. не имеющие никакого отношения к религии, как, например, гербарии или палеонтологический материал.
Имел свою коллекцию живописи и графики Северный кружок любителей изящных искусств, организованный в Вологде в 1906 году по инициативе местной художницы А.Н. Каринской и инженера-технолога А.Н. Белозерова, идея которых была поддержана художниками А.А. Борисовым и Н.А. Киселевым. С начала