Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный), с предстоящими и припадающими святыми».
Начало XVIII в., Вологда.Дерево, паволока, левкас, темпера.
46х39,3 см.
Происходит из Царе-Константиновской церкви Вологды.
Время поступления в музей неизвестно.
Открыть расширенный текст
Икона далека от иконографии оригинала, но, судя по надписи вдоль нижнего поля, также претендующая на право называться списком вологодской святыни: «НАЧАТА БЫСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ СИЯ ИКОНА ОБРАЗ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В БОГОЗДАННОМ ГРАДЕ ВОЛОГДЕ В 7163 ГОДУ ОКТЯБРЯ В 23 ДЕНЬ НА // ПАМЯТЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИАКОВА БРАТА ГОСПОДНЯ ТОГО ДНЯ И НАПИСАСЯ СЕЙ ОБРАЗ ГОСПОДЕН БЛАГОЧЕСТИВОЙ ДЕРЖАВЫ ЦАРСТВА ГОСУДАРЯ ЦАРЯ АЛЕКЗИЯ МИХАЙЛО//ВИЧА ВСЕЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА ВО СЛАВУ (...) ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ И СВЕХ СВЯТЫХ УГОДИВШИХ ОТ ВЕКА. АМИНЬ». Икона практически не имеет ничего общего с иконой из Спасо-Всеградского собора: значительно изменены размеры иконой доски (46х39,3) и пропорции фигуры Спаса, под ногами вместо красной подушки клубящиеся облака, правая рука с благословляющим жестом на уровне плеча, по сторонам фигуры Спасителя 29 изображений предстоящих и припадающих святых, в верхней части Ангелы с орудиями страстей и личины светил. Икона надставлена с трех сторон деревянными брусками при поновлении, что существенно изменило ее размеры, тогда же могла быть сделана надпись, в связи с желанием верующих иметь в своем приходском храме список чудотворной иконы. -свернуть- |
 |
 |
Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный), с припадающими». XVIII в. Вологда.Петров Андрей. 1763 г., Вологда (?).
Дерево, паволока, левкас, темпера.
31,6х26,6 см
Происходит из Андреевской Фрязиновской церкви г. Вологды.
Поступила в музей 12 декабря 1930 г.
Открыть расширенный текст
Уже в XVIII веке однофигурная композиция чудотворного образа стала дополняться вологодскими святыми. Например, при копировании образа в 1763 г., о чем свидетельствует традиционно помещавшийся в таких случаях в нижней части иконы сопроводительный текст , вологодский иконописец Андрей Петров добавляет к ростовому изображению Спаса предстоящих и коленопреклоненных святых (по трое с каждой стороны), ангелов с орудиями страстей в верхней части композиции, меняет колорит и делает облачным фон. Этот список находился в церкви Иоанна Предтечи в Рощенье и, вероятно, относился к наиболее чтимым иконам, т.к. и был не просто поновлен, но и перенесен на новую основу М.О. Чириковым в 1905 г., о чем сделана соответствующая надпись на тыльной стороне памятника. -свернуть- |
Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)».
Дмитрий Васильев Сумороков (?). 1775 г., Вологда.Дерево, левкас, темпера, золото сусальное, х/б ткань.
30,9х26,3 см
Оклад. XIX век.
Медный сплав, чеканка, золочение.
Происходит из Спасо-Всеградского собора Вологды.
Поступил в музей 16-19 марта 1928 из Кирилло-Рощенской церкви г. Вологды, куда был передан в 1924 г. из Спасо-Всеградского собора.
Реставратор Федышин Н.Н., Вологодский государственный музей-заповедник, 1990 г.
Открыть расширенный текст
На чудотворной иконе из Спасо-Всеградского собора нет авторской подписи, однако, в публикациях дважды названа фамилия иконописца Суморокова. По всей вероятности, эти сведения не беспочвенны, тем более что Сумороковы – известная в Вологде династия иконописцев. В коллекции Вологодского музея есть иконы Дмитрия Васильева Суморокова, его сына Ивана Дмитриева и внука - Ивана Иванова, написанные в последней четверти XVIII – первой половине XIX века. Не исключая возможность существования иконописца с таким именем в XVII столетии , позволим себе предположить, что кисти Дмитрия Суморокова могла принадлежать один из списков чудотворной иконы, а именно икона 1775 г., в правой части нижнего поля которой имеется авторская датирующая надпись. При сравнении этой иконы с имеющимися в собрании произведениями с авторскими подписями Дмитрия Суморокова обнаруживается значительная близость приемов в моделировке складок одежд и личного письма, особенностях палеографии. На иконе имеется оклад с накладным венчиком, розетками и стеклянными вставками в прямоугольных кастах по углам. На полях рокальный орнамент, по сторонам фигуры Спасителя на уровне головы помешена именующая надпись в рокальных картушах с императорскими коронами над ними. В нижней части композиции картуши с летописью о создании образа. В подножии Спаса и по сторонам его фигуры в центральной части установлены накладные розетки со стразами и цветным стеклом. Контур фигуры Спаса, картуши с летописью, изображения облаков на фоне, подушки в подножии обнесены искусственным жемчугом и крупным прозрачным бисером. Накладной многоярусный венчик Спаса украшен тремя накладными розетками со стразами во внешнем ярусе и серебряной(?) накладкой в виде «сияния» со стразами во внутреннем ярусе, цепочкой крупных стразов в круглых металлических кастах, закрепленных на металлической дуге на границе внешнего и внутреннего яруса. Клейма на окладе отсутствуют. -свернуть- |
 |
Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)».
XVIII в. Вологда.Дерево, паволока, левкас, темпера.
32х26,7 см
Происходит из Спасо-Прилуцкого монастыря.
Поступила в музей 15-25.05.1926.
Открыть расширенный текст
Образ является иконографическим аналогом чудотворной иконы из Спасо-Всеградского собора, но характерные для списков летописные надписи в данном случае отсутствуют. Это означает, что икона отнесена к данной категории памятников весьма условно. Из надписи на обороте следует, что на иконе имелся медный чеканный оклад 1780 г., возможно, содержавший соответствующие надписи и созданный одновременно с иконой, что вполне объяснило бы отсутствие этой важной информации на иконе, но на сегодняшний день это предположение является не обоснованным и ничем не подкреплено. -свернуть- |
Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)».
XVIII в.(?), Вологда.Дерево, паволока, левкас, темпера.
31.2х27 см.
Оклад.
Медь, чеканка.
Рама.
Дерево, лепнина, позолота.
Передана в музей представителями Городского финансового отдела 09 декабря 1966 г. после смерти владелицы А.В.Бородкиной.
Открыть расширенный текст
Традиционное ростовое изображение Спаса Всемилостивого (Обыденного) сопровождается текстом легенды о создании образа, расположенным на поземе сплошным текстом, разрываемым изображением фигуры Спасителя: «Истинное изображение с чудотворнаго что у Спаса на Сенной // площади. А на подлинном подписано тако зри// «Начата бысть писатися икона образ Господа Нашего Иисуса // Христа в богосозданном граде Вологде в 1654 год октобрия в 23 день на память святого апостола Иа// кова брата Господня того дня написа[ся] //святый образ Господень благочестивой державы // государя царя Алексия Михайло[вича всея] Русси самодержца в славу// Вседержителя Бога Иисуса всех святых// от века. Аминь». Икона была покрыта чеканным окладом и вставлена в багетную раму. -свернуть- |
Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)».
П.Остроумов, 19 июня 1868 г., Вологда. Дерево, левкас, темпера.
35,4х28,3 см
Оклад. Михаил Чулков, 1849 г., Вологда.
Серебро 84 0 , чеканка.
Поступила от Филиповой Н.Н. 15 мая 1968 г.
Открыть расширенный текст
Икона писалась под существовавший серебряный оклад 1849 г., выполненный вологодским серебряных дел мастером Михаилом Чулковым, ярко характеризующий художественные вкусы времени. Чеканный оклад с черневыми накладками меняет иконографию образа в пропорциях, характере драпировок одежд, не говоря уже об их декоре. Иконописец не ограничивается изображением фигуры Спаса и тщательно прописывает детали на фоне, с большой точностью копирует надпись и декор табличек по сторонам головы Спасителя, но вносит дополнительные именующие надписи и несколько меняет текст летописи, приближая ее содержание к летописи на более поздней золотой ризе 1856 г. по эскизу Ф.Солнцева. О стремлении П.Остроумова приблизить образ к чудотворному оригиналу свидетельствует не только отказ от повторения орнаментированного гиматия с широкой бахромой, но и изменение самого характера драпировок одежд, что можно рассматривать как некоторые шаги в сторону иконографии оригинала. -свернуть- |
 |
Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)».
Вторая половина XIX в., Владимирские иконописные села.Дерево, левкас, темпера.
26х22 см.
Поступила от Кукушкина П.Х., жителя г. Ярославля, 08 сентября 1974 г.
Открыть расширенный текст
Список имитирует икону Спаса Обыденного в богатом золотом окладе в 1856 г. Подобные иконы были созданы в большом количестве во второй половине XIX - начале XX века и наиболее часто встречались в храмах города, домах жителей Вологды и ее окрестностей. Они и в настоящее время имеются в действующих храмах города и частных собраниях – церквях Покрова Богородицы на Торгу и Лазаря Четырехдневного, коллекции М.В.Сурова . -свернуть- |
Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный), с припадающими».
Иван Иванов Сумароков (?). Первая половина XIX века, Вологда.Дерево, левкас, темпера.
31,5х25,5 см.
Происхождение и время поступления не установлены.
Реставратор Федышин И.Н., Вологодский музей-заповедник, 2014 г.
Открыть расширенный текст
Икона с большой точностью передает иконографию оригинала. Вероятно, этот список выполнен представителем третьего поколения (из известных на сегодняшний день) вологодских иконописцев Сумороковых, который мог использовать при работе над иконой хранившуюся в семье прорись с чудотворного образа. Это предположение высказано И.Н.Федышиным в результате формально-стилистического анализа произведения в его сравнении с имеющейся иконой с подписью этого автора . По палеографическим особенностям надписей и технике личного письма можно с большой долей вероятности приписать ее авторство Ивану Иванову Суморокову. -свернуть- |
Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)». XIX в. Дерево, левкас, темпера.
31,6х25,7 см.
Происходит из вологодской церкви Иоанна Предтечи в Дюдиковской пустыни.
Поступила в музей в сентябре 1929 г.
Открыть расширенный текст
Летопись, связывающую образ с иконой из Спасо-Всеградского собора, почти полностью скрывает поздняя поновительская запись, не перекрывающая авторский красочный слой лишь в местах, скрытых некогда металлическим окладом - поля иконы и полосу, проходящую по внутреннему периметру средника. Судить об особенностях и качестве авторской живописи будет возможно только после выполнения полного комплекса консервационно-реставрационных работ. -свернуть- |