Вологодский музей / Виртуальные экскурсии и выставки / Изразцовое искусство Русского Севера / Архитектурная керамика
Архитектурная керамика

В коллекции Вологодского музея-заповедника архитектурных изразцов немного. Этот факт объясняется недостаточностью оснований для такой атрибуции: во многих случаях не сохранилось истории поступлений изразцов, что затрудняет определение его функций. В то же время в Вологде и в Вологодской области находятся памятники, имеющие в своем декоре архитектурную керамику. В Вологде это Сретенская церковь, Успенская церковь (с придельной церковью преп. Сергия Радонежского) Горне-Успенского монастыря и Юго-Восточная башня Спасо-Прилуцкого монастыря. В Вологодской области керамический декор присутствует в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря, в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, в церкви Всемилостивого Спаса в городе Белозерске, а также в богатых по разнообразию архитектурного декора храмах Великого Устюга. Также известно, что терракотовые плиты служили украшением разрушенного в 1937 году Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного монастыря.

Особенностью архитектурной керамики, как правило, является более крупный орнамент, составляющий декоративные пояса на стенах здания. Иногда более крупные формы орнамента образовывались за счет комбинации нескольких изразцов в клеймо. Архитектурная керамика, в отличие от печной, легче датируется, так как время строительства зданий практически всегда совпадает со временем изготовления изразцов. Наиболее ранним керамическим декором следует считать терракотовые пояса на Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря и в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, датируемые концом XV века. Этот декор нельзя назвать изразцовым ввиду отсутствия румпы, но по своим технологическим и орнаментальным характеристикам он уже очень близок к изразцам.

Список памятников Вологодчины, имеющих в своем декоре изразцы, не претендует на полноту и постоянно уточняется.

Барельеф «Богоматерь с младенцем» поступил в 1940 году из Лазаревского храма Горбачевского кладбища. Возможно, керамическая икона находилась в арочном завершении каменных ворот, построенных в период с 1882 – 1887 гг.
   
Барельеф «Богоматерь с младенцем». Российская империя (?). Конец XIX века. 34 х 28 см. Глина белая, эмаль; формовка, обжиг. ВОКМ 9595
   
Барельеф «Богоматерь с младенцем».
Российская империя (?).
Конец XIX века. 34 х 28 см.
Глина белая, эмаль; формовка, обжиг.
ВОКМ 9595


Успенский соборный храм Горне-Успенского женского монастыря в Вологде был построен в 1692 – 1699 гг. Очевидно, что декор колонок, расположенных между алтарными апсидами храма, появился если не в то же время, то немногим позднее. Орнамент изразцов схож с орнаментом святых ворот Иосифо-Волоколамского монастыря (1679 г.), изготовленных известными мастерами – Игнатом Максимовым и Степаном Ивановым. В 1880 году придельная церковь преп. Сергия Радонежского, трапезная и колокольня были перестроены. Временем этой поздней перестройки можно датировать декор, расположенный на вертикальных членениях храма преп. Сергия Радонежского. Он представляет собой четыре крестообразно поставленные прямоугольные плитки с изображением виноградных гроздьев и листьев.

     
Успенский храм Горне-Успенского монастыря. Фото Лесковой О. В. 2017 г. 
Фрагменты керамического
декора храма
Успенский храм Горне-Успенского монастыря. Фото Лесковой О. В. 2017 г. 
Успенский храм Горне-Успенского монастыря
Успенский храм Горне-Успенского монастыря. Фото Лесковой О. В. 2017 г. 
Фрагменты керамического
декора храма


Время постройки Сретенской церкви, расположенной на берегу реки Вологды – 1731 год. В ее декоре сохранились широкие пояса изразцов зеленого цвета с желто-белым растительным орнаментом в виде закрученного в спираль побега. Продолговатые плитки с рельефным узором, соединяясь друг с другом, составляют непрерывный рисунок. Изразцовый декор расположен под карнизом церкви, по всем углам и пилястрам, введен в основные части наличников окон храма.

     
Вид Сретенской церкви/ 2005 год 
Вид Сретенской церкви. 2005 год
Вид Сретенской церкви/ 2005 год 
Фрагменты изразцового декора
Сретенской церкви
Вид Сретенской церкви/ 2005 год 
Фрагменты изразцового декора
Сретенской церкви


Изразцы с изображением животных, птиц, цветов находятся в декоре Юго-Восточной башни Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой. Строительство каменных стен и башен монастыря относится к 50-м годам XVII века. В это же время, очевидно, были изготовлены и изразцы. Они размещены в ширинках на значительной высоте под крышей башни и представляют собой пояс из отдельных плиток, расположенных в простенках между окнами. В поясе чередуются изразцы с изображением стилизованного растительного орнамента, льва, двуглавого орла и вазы с цветами.

     
Спасо-Прилуцкий монастырь. Юго-Восточная башня 
Фрагменты изразцового декора Юго-Восточной башни Спасо-Прилуцкого монастыря
Спасо-Прилуцкий монастырь. Юго-Восточная башня 
Юго-Восточная (Вологодская) башня Спасо-Прилуцкого монастыря. 2017 год
Спасо-Прилуцкий монастырь. Юго-Восточная башня 
Фрагменты изразцового декора Юго-Восточной башни Спасо-Прилуцкого монастыря


Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря был построен в 1481 году при удельном князе Андрее Меньшом и стал одним из первых каменных храмов на вологодской земле. Для его строительства были приглашены зодчие и каменщики из Ростова, епархии которого принадлежал монастырь. Фасады собора имели обильный декор — узорчатые пояса, украшавшие цоколь над подклетом, и верхние части стен, алтарных апсид и барабанов глав. Собор был разрушен в 1937 году, и о его керамическом декоре мы можем судить только по архивным фотографиям и сохранившимся фрагментам терракотовых плиток.

     
Спас-Каменный 
Орнамент стен
Спасо-Преображенского собора
Спасо-Каменного монастыря. Фото 1926 год.
ВОКМ 29577/2
Спас-Каменный 
Вид Спасо-Каменного монастыря. 2017 год
Спас-Каменный 
Вид Спасо-Каменного монастыря.
Фото начала XX века.
ВОКМ 17664/1


Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря был построен в 1497 году ростовскими зодчими во главе с Прохором Ростовским. Мастера богато декорировали верх алтарных апсид и барабан главы широкими узорчатыми изразцовыми полосами, разместили терракотовые пояса на уровне основания закомар. Терракотовые плиты с изображением кринов и растительных побегов дополнены терракотовыми балясинами, располагающимися в нишах.

     
Успенский собор Кириллова 
Успенский собор
Кирилло-Белозерского монастыря
Успенский собор Кириллова 
Фрагменты керамического декора
Успенского собора
Кирилло-Белозерского монастыря
Успенский собор Кириллова 
Орнамент стен
Фрагменты керамического декора
Успенского собора
Кирилло-Белозерского монастыря


Рождественский собор Ферапонтова монастыря был построен в 1490 году усилиями ростовского архиепископа Иоасафа, оставившего епископскую кафедру и вернувшегося игуменствовать в Ферапонтов монастырь. Здесь, как и в Кирилло-Белозерском монастыре, над строительством храма трудились ростовские зодчие. Декор этого храма включает расположенный у основания закомар двухрядный изразцовый пояс с терракотовыми балясинами между рядами. Западная и южная стена, оказавшиеся в результате перестроек во внутреннем помещении, орнаментированы чередующимися прямоугольными и квадратными плитками с изображением льва, заключенного в круг, и растения-крина.

     
Рождественский собор 
Фрагмент терракотового пояса
наружной стены собора
Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря
Рождественский собор 
Фрагменты терракотового пояса
южной стены собора
Рождественский собор 
Фрагменты терракотового пояса
южной стены собора


Церковь Всемилостивого Спаса в городе Белозерске построена в 1716 – 1723 гг. на месте деревянной церкви во имя Происхождения Честного и Животворящего креста Господня. В постройке храма отразились архитектурные предпочтения того времени – шатровая колокольня, кубический объем основного пространства храма, конусовидная крыша алтарной части, двойной ряд расположенных в шахматном порядке закомар, а также изразцовый декор наружных стен храма. Двойной изразцовый фриз расположен под закомарами храма и представляет собой повторяющиеся панно, составленные из четырех изразцов рельефного растительно-геометрического орнамента. Сверху и снизу фриз оформлен валиками.

     
Церковь Всемилостивого Спаса 
Церковь Всемилостивого
Спаса в Белозерске.
Реставрация 2011 – 2012 гг.
Церковь Всемилостивого Спаса 
Фрагмент изразцового
фриза церкви Всемилостивого Спаса
Церковь Всемилостивого Спаса 
Церковь Всемилостивого
Спаса в Белозерске.
Реставрация 2011 – 2012 гг.


В коллекции Вологодского государственного музея-заповедника находится аналогичный изразец из четырехизразцового панно. Источник поступления его неизвестен.

   
Изразец стенной рельефный расписной. Реставрация 1989 г. Москва, XVIII век. 23,7 х 20,8 х 2,4 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29453/2
   
Изразец стенной рельефный расписной.
Москва, XVIII век. Реставрация 1989 г.
23,7 х 20,8 х 2,4 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29453/2


Город Великий Устюг в Вологодской области, являвшийся в XVII- XVIII веках крупным центром изразцового производства, обладает замечательными образцами архитектурной керамики. По статистическим данным, из имевшихся в Великом Устюге к концу XVIII века 26 храмов, 14 имели изразцовый декор. Почти все они сохранились до наших дней, и являются главными достопримечательностями города. Расположение изразцового декора на храмах традиционно: они находятся на фасаде здания, заполняя ширинки галереи и крыльцо, оформляют поясом барабаны глав, алтарные апсиды и оконные проемы. Ниже представлены наиболее интересные архитектурные памятники Великого Устюга, имеющие изразцовый декор.

Вознесенская церковь была построена в 1648 году и стала первым памятником, украшенным изразцовыми вставками. На четверике располагается изразцовый фриз, отдельные вставки расположены по всему фасаду храма, изразцовые наличники обрамляют проемы окон алтаря.

     
Вознесенская церковь в Великом Устюге 
Фрагменты изразцового декора
Вознесенской церкви
Вознесенская церковь в Великом Устюге 
Вознесенская церковь
в Великом Устюге
Вознесенская церковь в Великом Устюге 
Фрагменты изразцового декора
Вознесенской церкви


Церковь Жен Мироносиц была построена 1714 – 1722 годы. Это время уже сложившихся строительных тенденций, предусматривающих введение изразцового декора в архитектуру церковных зданий. Изразцы расположены во фризе и на ширинках крыльца храма. Изразцовые вставки оформляют и верхнюю часть наличников окон.

     
Жен Мироносиц в Великом Устюге
 
Фрагмент изразцового декора
Жен Мироносиц в Великом Устюге
 
Церковь Жен Мироносиц
в Великом Устюге


Строительство каменного храма Симеона Столпника началось в 1725 году. После сильного пожара в 1765 году храм был перестроен. Отличительной его особенностью является декор из поливных изразцов в капителях пилястр.

     
Симеона Столпника
 
Изразцовые капители
церкви Симеона Столпника
в Великом Устюге
Симеона Столпника
 
Фрагмент колокольни
церкви Симеона Столпника
в Великом Устюге
Симеона Столпника
 
Церковь Симеона Столпника
в Великом Устюге


Спасо-Преображенский храм был построен в 1689-1696 гг. Его отличает богатый изразцовый декор, располагающийся на центральном барабане, в закомарах, на фризе четверика и в ширинках между окнами южной и западной галерей. Изразцы составляют рамку киотов для икон в центральных закомарах и обрамляют оконные проемы алтаря.

     
Спасо-Преображенский храм в Великом Устюге
 
Спасо-Преображенский
храм в Великом Устюге
Спасо-Преображенский храм в Великом Устюге
 
Фрагменты изразцового декора
Спасо-Преображенского храма
в Великом Устюге
Спасо-Преображенский храм в Великом Устюге
 
Фрагменты изразцового декора
Спасо-Преображенского храма
в Великом Устюге


Церковь Леонтия Ростовского в Великом Устюге строилась в два этапа. Первый этаж был построен в 1738–1741 годах, а верхний, увенчанный граненой ярусной главкой, – между 1754 и 1770 годами. Изразцы, декорирующие алтарные апсиды датируются I половиной XVIII века.

     
Церковь Леонтия Ростовского в Великом Устюге
 
Фрагмент изразцового декора
Церковь Леонтия Ростовского в Великом Устюге
 
Церковь Леонтия Ростовского
в Великом Устюге
Церковь Леонтия Ростовского в Великом Устюге
 
Фрагменты изразцового декора церкви
Леонтия Ростовского
в Великом Устюге


   

Назад

Далее


Краткая справочная информация
Режим работы музея в майские праздники 2024 года
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PK_April_2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции