Виртуальная выставка
«Изразцовое искусство Русского Севера»
«Изразцовое искусство Русского Севера»
Архитектурная керамика | Изразцы |
| | Печи | Книга отзывов |
Изразцы — разновидность архитектурно-декоративной керамики, применяемой для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства — печей. Изготовление изразцов относится к одному из самых древних видов искусства. Декоративные терракотовые плиты известны со времен Древнего Египта и Вавилона. Широко этот вид искусства был распространен и на Востоке. В Россию изразец проникает, по-видимому, из Византии одновременно с принятием христианства и строительством первых каменных храмов. В то время облицовочная керамика еще не получила широкого распространения. Кроме того, в связи с татаро-монгольским нашествием использование керамического декора замедлилось, и говорить о развитии этого вида искусства в Московской Руси можно только с XV века. Настоящий расцвет русского изразцового искусства приходится на вторую половину XVII века и связывается с деятельностью патриарха Никона и со строительством Ново-Иерусалимского монастыря. Приглашенные им белорусские мастера способствовали развитию изразечного дела в России. С тех времен и вплоть до начала XX века русское изразцовое искусство сохраняет ориентированность на стиль и технологические приемы Западной Европы.
Предметом коллекционирования и изучения изразец стал сравнительно недавно. Первые изразцовые коллекции в России были сформированы только в 80-е годы XIX века. Начало формирования коллекции Вологодского музея относится к 20-м годам XX века. Тогда на учет были поставлены первые изразцы, обнаруженные в чердачном помещении Архиерейского двора. В настоящее время коллекция изразцов Вологодского музея-заповедника насчитывает 1440 единиц хранения и дает представление о печной и архитектурной облицовочной керамике II половины XVIII – начала XX века. Более ранние изразцы, датируемые XVI – XVII веками являются археологическим материалом и находятся в археологической коллекции.
Рабочая группа проекта:
— А. Н. Логинова, старший научный сотрудник, хранитель коллекции изразцов Вологодского государственного музея-заповедника;
— О. В. Лескова, учёный секретарь Вологодского государственного музея-заповедника;
— А. В. Тарасовский, фотограф Вологодского государственного музея-заповедника;
Администрация музея, а также лично участники проекта благодарят за сотрудничество и помощь: кандидата искусствоведения, доктора исторических наук, хранителя Московского государственного объединенного музея-заповедника Светлану Измайловну Баранову; директора реставрационно-строительной компании ООО «Паллада» Константина Викторовича Лихолата; научного сотрудника, хранителя коллекции изразцов Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Елену Владимировну Корелину.