Джордж Доу - талантливый английский художник и великолепный гравер, создававший произведения в стиле романтизма. Наследие художника, автора известнейших портретов для «Военной галереи» героев Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце, насчитывает сотни произведений.
Одним из образцов высшей пробы не только русского, но и европейского искусства первой четверти XIX века является "Семейный портрет Межаковых". На нем представлены Павел Александрович Межаков и его супруга Ольга Ивановна (урожденная Брянчанинова). Портрет подписной. Авторская подпись и дата создания (1821 год) помещены на планке дивана.
Павел Александрович, сын крупнейшего вологодского помещика, получил прекрасное образование, знал множество языков, работал в Министерстве иностранных дел, а затем в Комиссариатском департаменте, жил в Петербурге, а в промежутках между службой проводил время в родовом имении Никольское на берегу реки Уфтюга. Павел Межаков имел отличный эстетический вкус и обожал западноевропейскую живопись. Блистательному английскому живописцу он заказал семейный портрет к десятилетию бракосочетания.
Большое полотно выполнено в лучших традициях английского романтизма: предгрозовой пейзаж, темно-красная драпировка (как театральная кулиса), контрастные сопоставления. Павел Межаков - статичен, погружен в себя. Он поэт-созерцатель. Главное внимание на портрете - к красавице-жене. Она - вдохновительница поэта, его муза, она - доминанта световых потоков, ее фигура изменчива, динамична, интуитивно прекрасна. Она - "гений чистой красоты".
Картина никогда не копировалась, не имела авторских повторений: сразу после исполнения заказчик увез ее в имение. «Семейный портрет» был предметом гордости нескольких поколений рода Межаковых. Судьба произведения достаточно сложна. Портрет был вывезен в 1928 году из родового имения в Вологодский областной краеведческий музей. Вскоре после этого дом Межаковых сгорел. Во время войны портрет эвакуировали в числе наиболее ценных экспонатов в Тотемский краеведческий музей. Багаж переправлялся на барже по реке. После вскрытия багажа картину сняли с подрамника и сложили вдвое, отчего образовался перелом по горизонтали. В грунте появилась плесень, вместе с живописью он стал повсеместно отслаиваться. В аварийном состоянии она поступила в 1976 году в ВХНРЦ им. И. Э Грабаря на реставрацию. В течение десяти лет реставратор А. Л. Соломин проводил ювелирную работу по восстановлению картины. В 1988 году портрет вернулся в музей и в настоящее время находится в парадных залах Иосифовского корпуса Вологодского кремля.
Исследователь В. К. Макаров в монографическом очерке о художнике назвал портрет в числе самых достоверных и лучших произведений Джорджа Доу.
Текст написан по материалам статьи Миры Даен, Маргариты Кононович и Татьяны Максимовой "Семейный портрет Межаковых... признаки аутентичности стиля Джорджа Доу", опубликованной в журнале "Антиквариат" (№12, декабрь 2014 г.)