Вологодский музей / Виртуальные экскурсии и выставки / Памяти Ивана Васильевича Федышина. К 130-летию со дня рождения. / Собиратель

Ковчег-дарохранительница с живописью В.Д. Боровиковского. 

1821 г. Дерево, стекло, хрусталь, металл, краски масляные. Из экспедиционных сборов И.В.Федышина 1926 г. Собрание Вологодской областной картинной галереи.



И.В. Федышин вел большую работу по обследованию храмов  на предмет выявления памятников истории и культуры для постановки на государственный учет. Полномочиями для ее выполнения наделялись члены Губернской научно-художественной экспертной комиссии , в состав которой в конце 1923 г. вошел заведующий художественным отделом Иван Васильевич Федышин.  Художественное образование, знание технологии иконописи и основ богословия, приобретенные им во время послушания в иконописной мастерской Соловецкого монастыря, способствовали качественному выполнению этой работы. Сотрудниками музея под руководством Ивана Васильевича было обследовано с 1924 по 1930  несколько сотен церквей, множество часовен и 10 монастырей г. Вологды, Вологодского,  Грязовецкого и Кадниковского уездов,  а также г. Каргополя и южной части Каргопольского уезда .  Комиссия составляла списки памятников истории и культуры, но окончательное суждение по поводу отнесения зданий и предметов к группе «имеющих художественно-историческое или археологическое значение» находилось в компетенции Всероссийской Коллегии по делам Музеев и охране памятников искусства и старины  Народного Комиссариата по Просвещению, которой и принадлежало право их изъятия из действующих храмов и учреждений. Вся текущая переписка, касающаяся охраны памятников искусства и старины с Главнаукой и уездными властями проходила через Художественный отдел музея. И.В. Федышин принимал участие в работе многочисленных комиссий, собираемых Административными органами в связи с разборкой и переделкой зданий, значащихся на учете Главнауки, работал над составлением новых, более четких и кратких списков памятников архитектуры, заслуживающих государственной охраны. Сбор движимых историко-культурных памятников в музей нередко наталкивался на непонимание не только со стороны уездных властей, но и музейного руководства. Так, к  примеру, привезенный  И.В. Федышиным из Семигородней пустыни  зимой 1925 г. ковчег-дарохранительница с живописью В.Л. Боровиковского, был назван директором музея Ф.П. Куропатниковым  «дровами». В письме от 16.11.1926 своей будущей жене и соратнице Екатерине Николаевне Соколовой Иван Васильевич пишет: «Когда этот ковчег был привезен мною в музей ... за 80 с лишним верст с другими вещами и возчику нужно было уплатить 8 рублей за доставку, то Куропатников категорически заявил, что «за дрова» он 8-ми рублей платить не станет...» . Все тяготы экспедиционной жизни с лихвой окупались той радостью и душевным подъемом, который испытывал Иван Васильевич, когда удавалось заполучить древний памятник в музейную коллекцию. «Быть может завтра же удастся получить одну «жемчужину», около которой А.И. Брягин, пожалуй, начал бы плясать. Эту ночь, вероятно, не крепко буду спать»,- пишет он же жене из экспедиции в Каргополь 1 апреля 1927 г.   Обычно между внесением памятников в список специалистами губернской комиссии и его постановкой на государственный учет проходило немало времени, в течение которого в обязанности музея входил контроль за их сохранностью, что являлось большой проблемой в условиях обычной деятельности церкви. Решительнее губернского музея в плане изъятия и вывоза художественных ценностей действовали  экспедиции столичных специалистов. Предметом горячего протеста со стороны Вологодского Государственного Областного музея в 1928 г. стали действия П.Д. Барановского, вывезшего из Грязовецкого музея и уезда ряд предметов, без ведома и согласия учреждения, «фактически исполняющего функции по охране художественно-исторических памятников на территории губернии» . Сам П.Д.Барановский в переписке с  И.В. Федышиным замечает по этому поводу следующее: «Что касается Вашего сожаления  о вывозе резных столбов из Обнорского монастыря в центр, то с точки зрения местных интересов  я Вас вполне понимаю, но с точки зрения самого памятника Вы, безусловно, ошибаетесь...», «не говоря уже об уникальном значении...» .
  Сотрудниками Вологодского музея под руководством И.В. Федышина в 1920-е годы было собрано более 10 тысяч памятников истории и культуры. Среди собранных предметов была значительная доля произведений древнерусского искусства, что сделало музей обладателем богатейшей коллекции иконописи. Задачей огромной важности следующих десятилетий становится ее сохранение, реставрация и систематизация.


Удостоверение, выданное директором государственного музея Федышину Ивану Васильевичу,
заведующему отделом общественных формаций Вологодского госмузея,
на право обследования, фотофиксации и реставрации памятников ревдвижения ,
искусства, старины и быта в пределах г. Вологды и Вологодского района.
16.08.1924 г.
Бумага, машинопись, рукопись.
17,6 х 22 см.




Мандат, выданный Федышину Ивану Васильевичу,
члену губернской научно-художественной экспертной комиссии,
заведующему художественным отделом Вологодского государственного
объединенного музея в Устьянском районе Кадниковского уезда церквей
и бывших монастырей в целях выявления, взятия на учет и вывоза в Вологодский госмузей
предметов музейного значения.
11.03.1927 г.
Бумага, машинопись, рукопись. 18 х 22 см.




Удостоверение, выданное заведующему художественным отделом
Вологодского государственного объединенного музея Федышину Ивану Васильевичу
о назначении его постоянным членом комиссии по ликвидации молитвенных зданий и имуществ.
15.09.1924 г.
Бумага, машинопись, рукопись.  13,4 х 21,8.




Письмо заведующего госмузеем в Новленский волисполком
об оказании содействия Федышину И.В. по выявлению и изъятию древних предметов
в Михайло-Архангельской Большеельминской церкви.
18.09.1928 г.
Бумага, машинопись, рукопись. 17,8 х 22,3 см.





Письмо П.Д.Барановского И.В.Федышину.
Бумага, рукопись.
1928 г.




Богородицкая церковь на р. Уфтюге.
Рисунок И.В.Федышина,
1927 г.
Бумага, карандаш. 116 х 170 мм.




Воскресенская Шелыгинская церковь (Вологодский уезд).
Рисунок И.В.Федышина ,
5 октября 1934 г.
Бумага, карандаш. 116 х 170 мм.






Часовня при д. Красное у 4-го шлюза (?)
Рисунок И.В.Федышина,
Бумага, карандаш. 116 х 170 мм.




Ансамбль Ферапонтова монастыря.
Рисунок И.В.Федышина ,
19 июня 1927 г.
Бумага, карандаш. 170 х 116 мм.




Деревянная церковь в Ноколе на озере Лача.
Рисунок И.В.Федышина,
1927 (?).
Бумага, карандаш. 116 х 170 мм.





Икона-двухрядница «Избранные святые».
Конец XVI века,
48,9х40,4 см.
Происходит из Входо-Иерусалимской церкви Каргополя.
Из экспедиционных сборов И.В.Федышина 1927 г.
Реставрирована Н.И.Федышиным в 1970-х гг.



Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи».
Середина XVII в.,
30,5х26,7см. 
Происходит из Арсениево-Комельского монастыря.
Из экспедиционных сборов И.В.Федышина 1930 г.
Реставрирована Н.И.Федышиным в 1970-х гг.




Краткая справочная информация
Режим работы музея в майские праздники 2024 года
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PK_April_2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции