Проекты / Фундаментальное исследование живописных произведений на дереве и холсте ведущего вологодского иконописца начала XVIII века Ивана Григорьева Маркова и художников его круга

Имя вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова давно известно любителям иконописи нового времени. Он является наиболее ярким представителем вологодских иконников начала XVIII столетия – потомственный вологодский иконописец, младший сын Автономова Григория Агеева, представитель одной из самых известных вологодских династий. Его работы находятся в собраниях Вологодского государственного музея-заповедника и Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), частных коллекциях в Москве и Берлине.

В 2015 г. Вологодский государственный музей-заповедник завершил работу над проектом «Фундаментальное исследование живописных произведений на дереве и холсте ведущего вологодского иконописца начала XVIII века Ивана Григорьева Маркова и художников его круга», осуществлявшуюся в течение двух лет при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Департамента экономического развития Вологодской области. Авторским коллективом в составе Е. А. Виноградовой (руководитель проекта), И. Н. Федышина, Н. Н. Федышина и Л. М. Козневой выполнено комплексное исследование четырнадцати известных на сегодняшний день произведений с авторскими подписями этого автора. В рамках проекта изучались особенности стиля и иконографии, авторская техника и материальные составляющие произведений, выполнен филологический анализ надписей.

Результаты исследования произведений иконописи начала XVIII века составили необходимую научную базу для создания сводного каталога произведений Ивана Григорьева Маркова и мастеров его круга.



В рамках работы над проектом проведена архивно-поисковая работа в Государственном архиве Вологодской области (ГАВО), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) и Научном архиве Вологодского государственного музея-заповедника (НА ВГМЗ). Она позволила добавить лишь незначительные штрихи к биографии Ивана Григорьева Маркова, но сведения о бытовании многих его произведений были уточнены. Например, на основании архивных документов установлено происхождение иконы «Рождество Христово» из вологодской церкви Иоанна Богослова, остававшееся многие годы неизвестным ввиду поступления иконы в собрание Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) через контору «Антиквариат» Госторга.

В процессе выполнения реставрационных расчисток проводилось исследование авторской живописи, сравнение творческой индивидуальности мастера и другими иконами изучаемого круга.
Икона «Распятие», 1708 год, (174х129 см) из Царе-Константиновской церкви Вологды – одно из немногих произведений Ивана Маркова с монументальными размерами, с крупными фигурами, в нем совершенно отсутствует привычная в произведениях этого мастера миниатюрная живопись. На иконе выявлены уникальные элементы иконографии, встречающиеся лишь вологодской иконописи.

Научным коллективом исследовались два иконографически близких произведения из собрания Вологодского музея-заповедника – «Святые Зосима и Савватий Соловецкие чудотворцы, с обителью», 1709 г. (130х100,5х 3 см) происходит из Царе-Константиновской церкви Вологды. (Илл. 1) и «Святые Зосима и Савватий Соловецкие чудотворцы, с обителью», 1709 г. (155,8х136,8 см, происходит из Георгиевской церкви Вологды.

На одной из этих икон авторская живопись раскрыта еще в 1930-х годах А. И. Брягиным и находится в хорошей сохранности, но обрамление и тексты, в том числе имя автора, относятся к красочному слою поновления. На другой иконе хорошо сохранилось обрамление и авторские тексты, в то время как авторская живопись находится под записью. Пробная реставрационная расчистка показала значительные потертости авторского красочного слоя. Результаты сравнения этих двух произведений, их стилистических особенностей и палеографии, позволяют подтвердить авторство Ивана Маркова, указанное в поновительской надписи на иконе из Царе-Константиновской церкви Вологды, и констатировать факт, что из всех многочисленных текстов на ней авторскими являются лишь именуюшие надписи и тексты на свитках в руках святых. Пробная расчистка иконы из Георгиевской церкви показала изменение некоторых элементов иконографии при поновлении, в связи с состоянием сохранности авторской живописи реставрационным советом Вологодского музея-заповедника принято решение работы по раскрытию этой иконы остановить. Результаты исследования этих произведений опубликованы (Е. А. Виноградова, Н. Н. Федышин. О некоторых особенностях икон 1709 г. «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова // Двенадцатые Кирилловские чтения, посвященные 90-летию образования музея. Кириллов, 2014. Часть 1. С. 14-23).



Четвертым произведением этого автора, изучавшимся в рамках проекта, является икона «Неопалимая Купина» 1709 года (144,5х126х3,2 см) из Царе-Константиновской церкви Вологды. В решении некоторых его композиций на тему пророчеств о Христе и Богоматери находим иконографические новшества, отражающие веяния нового времени, развитие богородичной иконографии с использованием традиционных схем и западно-европейских графических образцов.

В 2015 году коллектив работал над изучением иконы Ивана Григорьева Маркова «Чудо Архангела Михаила в Хонех» из вологодской церкви Иоанна Богослова. (Илл. 2) Икона отличается от современных ей памятников данной иконографии многофигурностью композиции и новой трактовкой образа, включающей группы не только отрицательных, но и положительных второстепенных персонажей (См. Виноградова Е.А. Икона 1710 г. «Чудо архистратига Михаила в Хонех» вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова. Особенности стиля и иконографии., Тринадцатые Кирилловские чтения, Кириллов, 2015, 13, 2, 13 – 19).

В собрании музея имеются произведения, выполненные Иваном Марковым в соавторстве с другим вологодским иконописцем Иваном Никифоровым. Это иконы «Св. Николай Чудотворец, в житии» 1713 г. (159x130,5 см) из церкви Иоанна Богослова в Вологде (Илл. 3) и «Святая Троица (Гостеприимство Авраама), с житием Авраама и Моисея» 1713 г. (150,7х109х3,5 см) из церкви Иоанна Богослова в Вологде. Авторским коллективом ведется исследовательская работа с целью установить специализацию авторов, имевшую место при совместном выполнении работ, что в дальнейшем позволит выявить произведения Ивана Никифорова, не столь известного как Марков на сегодняшний день.

Аналогичная задача ставилась при изучении иконы «Преображение Господне», выполненной в 1719 г. Иваном Григорьевым Марковым и Михаилом Васильевым Золотаревым (168,5х156,5 см) из Царе-Константиновской церкви Вологды. Икона является единственным известным произведением с подписью Михаила Васильева Золотарева, избиравшегося позднее альдерманом (старостой) Вологодского иконописного цеха.

В рамках проекта выполнялась исследовательская работа по выявлению круга стилистически близких памятников, изучению особенностей их живописи и палеографии.
В 2015 г. проведено исследование двух иконостасных комплексов вологодских церквей Иоанно-Богословской и Царе-Константиновской, в составе которых имеются подписные произведения Ивана Григорьева Маркова.

На основе формально-стилистического и палеографического анализа установлена принадлежность произведения кисти Маркова девятичастной иконы с изображениями богородичных икон, Святой Троицы, Благовестия Захарии Марков Иван Григорьев. Происхождение иконы «Богоматерь Всех Скорбящих радость. Богоматерь Одигитрия. Святая Троица (Новозаветная). Богоматерь Владимирская. Богоматерь Троеручица. Богоматерь Казансеая. Богоматерь Тихвинская. Зачатие Иоанна Предтечи, Избранные святые (Иоанн Воин, Николай Чудотворец, Артемий Веркольский)» (54 х 37,8 х 2,3 см) (Илл. 4). Одной из наиболее ярких особенностей является характерный типаж ликов, наблюдается явная композиционная и колористическая общность отдельных сюжетах, входящих в иконографическую программу подписанных произведений автора, например, иконы 1702 г. «Воскресение Христово, с праздниками» из Спасо-Преображенской церкви на Болоте г. Вологды. (Илл. 5)

Одним из важных направлений деятельности было исследование стилистически близких произведений религиозной живописи на холсте, выявленных в собрании Вологодского государственного музея-заповедника. Среди них к творческому кругу Ивана Григорьва Маркова отнесена икона-картина «Сретение Господне» первой четверти XVIII века (Холст, масло. 125 х 93,5 см), где представлен развернутый вариант иконографии данного сюжета, часто встречающаяся в старообрядческой иконописи Нового времени и имевший широкого распространения в Вологде. Произведение находит близкие иконографические аналогии в костромской и ярославской иконописи, имевшей ощутимое влияние на творчество вологодских иконописцев, в том числе и Ивана Григорьева Маркова. Сопоставление результатов исследований темперной живописи на дереве и холсте показало значительную близость в технике исполнения, отличающую работу иконописца на холсте от других произведений живописи на тканой основе.

Исследование живописи проводилось с выполнением пробных реставрационных расчисток наиболее показательных участков композиции, позволяющих анализировать особенности исполнения личного и доличного письма, приемы декорирования одежд и пейзажного фона, особенности палеографии, выполнялись технико-технологические исследования изучаемых произведений, анализировались особенности обработки основы и применяемых материалов. Некоторые произведения автора за время работы над проектом полностью отреставрированы.

В произведениях Ивана Григорьева Маркова выявлены уникальные элементы иконографии при достаточно традиционных и устойчивых схемах композиций, ведется поиск источников иконографии в западно-европейской и русской печатной графике. Большое количество аннотирующих и атрибутирующих надписей дает богатый материал для дальнейшей работы по выявлению не подписанных произведений автора.

Результаты исследований отражены в докладах основных исполнителей, прочитанных на следующих конференциях:
- Виноградова Е.А., Федышин Н.Н. О некоторых особенностях икон 1709 г. «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова. Двенадцатые Кирилловские чтения, посвященные 90-летию образования музея. ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», Кириллов, 4 апреля 2014 г.;
- Виноградова Е.А. Особенности и смысловое значение растительного декора в иконе «Акафист Богоматери» круга вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова.
Орнамент и сакральное пространство. ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», Кириллов-Ферапонтово, 28-29 июня 2014 г.;
- Виноградова Е.А. Икона 1710 г. «Чудо архистратига Михаила в Хонех» вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова. Особенности стиля и иконографии. / Тринадцатые Кирилловские чтения. ФГУК Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 3 апреля 2015 г.;
- Виноградова Е.А., Соколова О.А. К вопросу атрибуции иконы с изображением богородичных икон, Святой Троицы, Благовестия Захарии и избранных святых./ Научная конференция «Образ Богоматери Казанской в иконописи и декоративно-прикладном искусстве». ФГУК Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 27 июня 2015 г.;
- Виноградова Е.А. Образ святителя Стефана Великопермского в произведениях иконописи из собрания Вологодского государственного музея-заповедника. / VIII международная историко-краеведческая конференция Феодоритовские чтения «Просвещение на Севере Европы». Североморская епархия, Умба-Варзуга, 28-30 августа 2015 г.;
- Виноградова Е.А., Соколова О.А. Икона «Распятие 1708 года вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова. Особенности стиля и иконографии. / Межрегиональная научно-практическая конференция «Историко-культурное наследие Русского Севера. Музейные исследования и реставрационные открытия XXI века». БУК Вологодской области «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», 15-16 октября 2015 г.;
- Кознева Л.М. «Писал иконописецъ Иван Григорьев сын Марков…» (языковые особенности неканонических надписей на иконах первых десятилетий XVIII в. вологодского иконописца. / Межрегиональная научно-практическая конференция «Историко-культурное наследие Русского Севера. Музейные исследования и реставрационные открытия XXI века». БУК Вологодской области «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», 15-15 октября 2015 г.
Обобщающим трудом по результатам исследования является рукопись сводного каталога произведений Иван Григорьева Маркова и художников его круга. Авторский коллектив надеется на поддержку этого издательского проекта Российским гуманитарным научным фондом в 2016 году.


Запись на экскурсии
Фестиваль кружева
Эрмиты
Красные кони, жёлтые львы
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Право на судьбу
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Информация для граждан
Хисторимэпс35
Защита персональных данных
Документы
Противодействие коррупции
Оценка труда. Документы
Анкета получателя услуг учреждений культуры
Госуслуги