Напомним, что в 2018 году колокольня уже реставрировалась, однако этот опыт оказался неудачным – работы были выполнены некачественно, что привело к судебным разбирательствам и возмещению недобросовестным исполнителем ущерба Вологодскому государственному музею-заповеднику. Поэтому перед командой специалистов ООО «Арткомпани» задача стояла непростая – устранить последствия предыдущей некачественной реставрации и сделать колокольню вновь привлекательной, радующей глаз.
Работы на объекте проходили с 12 июля по 1 октября, итоговая стоимость работ составила чуть более 3 млн рублей, согласно контракту срок гарантийных обязательств – 5 лет.
О том, как проходила реставрация мы побеседовали с директором ООО «Арткомпани» Владимиром Александровичем Кутузовым.
- Владимир Александрович, скажите, пожалуйста, был ли уже у «Арткомпани» опыт работ на объектах культурного наследия, сопоставимый с работами на колокольне Софийского собора?- Да, подобный опыт работ был - на объектах Кирилло-Белозерского музея – заповедника и здании колледжа культуры в Кириллове. Там объем работ был даже больше, мы работали там около двух лет. Да и на колокольне мы уже не в первый раз. Ранее мы делали окна, в том числе самые сложные элементы – заполнение окон в виде паутинки, поэтому объект нам знакомый.
- Что показалось Вам самым сложным в работе над колокольней?- Что касается сложности, то, наверное, это два основных момента. Во- первых, высотные работы, конечно, были непростые. От специалистов требуется умение качественно выполнить работы на высоте, соблюдение техники безопасности, оптимальная организация самого рабочего процесса, так как если что-то забыл (инструменты, рацию), считай полчаса-час потерял, потому что надо возвращаться обратно, перепроверять снаряжение и весь инвентарь. В этом плане Андрей Покровский со своими помощниками, кто работал на объекте, – уникальные специалисты, грамотные, опытные, на эту команду можно было положиться. Во-вторых, открытый доступ к колокольне также наложил определенные организационные трудности и повышенные требования к аккуратности проводимых работ, в частности – к сохранению внешнего облика объекта в первозданном виде, без закрытия лесами, баннерами.
- Были ли какие-то дополнительные сложности именно с тем, что работы производились на объекте, который настолько популярен у туристов? Может быть, ваши специалисты привлекали повышенное внимание?- У музея было пожелание по возможности минимально закрывать колокольню для посещения, потому что, действительно, звонница с ее смотровыми площадками и колоколами очень популярна среди туристов и вологжан. Поэтому иной раз работы проводились в вечернее время, наши белые ночи сделать это позволяют. Ограничивали доступ людей на колокольню, когда, конечно, очищали красочный слой и красили над входом. Посетители больше наблюдали за ходом работ, не отвлекая мастеров от дела. Особое внимание уделяли работе высотников дети, которые высказывали свое восхищение смелостью специалистов, висевших на тросах и занимавшихся очисткой старого красочного слоя, а затем грунтовкой и покраской.
- Работы на колокольне завершились с увеличением объема, расскажите, пожалуйста, с чем это связано?- По первоначальному контракту должна была быть выполнена точечная реставрация, но уже на первом этапе удаления старого красочного слоя, когда сняли старую штукатурку, стало очевидно, что точечно, фрагментарно такой объект при его состоянии три месяца назад покрасить было невозможно. В нижнем ярусе звонницы нанесено несколько слоев краски, поскольку эта часть была наиболее поврежденной. Так что в рамках контракта работа выполнена максимальная, согласована с авторским и техническим надзорами. Решения принимались коллегиально, и в связи с ними приходилось привлекать и дополнительные материальные ресурсы, и специалистов.
- Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, сколько человек было задействовано в работе над объектом?- Тут, как всегда, есть проявленная часть и не проявленная. Непосредственно работали на колокольне на разных этапах от трех до семи человек. Связано это с тем с тем, что даже довольно опытные бригады приходили, но по разным причинам отказывались - основной причиной была сложность работы и сжатые сроки, в которые необходимо было все завершить. Ну а не проявленная часть – это работники «тыла», которые занимались снабжением, доставкой материалов, возведением лесов. В общей сложности работало человек десять.
- Сейчас, когда работы на колокольне уже завершены, поделитесь, пожалуйста, Вашим личным впечатлением, насколько вы довольны результатом? Что было самым интересным в работе?- Для нас работы на колокольне Софийского собора - это огромный опыт. Престижно и почетно работать на таком объекте, это важная строчка в резюме «Арткомпани». И мы все, естественно, болели душой, переживали за этот процесс. А когда видишь результат – белоснежную красавицу-колокольню, радует, что именно наша компания выполняла эти работы – для вологжан, для города, чтобы знаковый исторический памятник сохранить и сделать привлекательней для всех нас и для гостей Вологды.
Для меня самого это особый объект - я какое-то время был в команде звонарей колокольни, поэтому звонница мне очень знакома и дорога и мотивация была сделать его качественно. Создавалось даже такое впечатление, что какие-то высшие силы были на нашей стороне в этом процессе. Потому что, во-первых, нам очень повезло с погодой - хорошая погода позволила выполнить все работы в благоприятных условиях. И еще один важный момент, что необходимых качественных материалов, с которыми сейчас определенные сложности, нам хватило на объект в полном объеме. Например, немецкой краски у нас не осталось ни литра – вся ушла!
- Какими объектами сейчас занимается ООО «Арткомпани», поделитесь своими планами.- Мы работаем и с государственными заказчиками, и с частными. Сейчас идет активное строительство в сфере гостиничного бизнеса. Например, мы принимали участие в работах в Доме Лабазиной на Лермонтова 29, там мы выполняли работы по изготовлению и монтажу оконных заполнений, парадных въездных ворот и калитки, а также внутренние столярные работы (дверные заполнения, порталы, лестницы). Также сейчас активно принимаем участие в работах на объектах культурного наследия федерального значения «Дом жилой», XIX века на улице Мира 15, где нами изготавливаются входные группы из массива, а также реставрируются и изготавливаются новые порталы - то, что относится к памятнику архитектуры.
_________________________
Нашу красавицу колокольню еще ожидает завершающий этап реставрационных работ. Как поясняет директор музея Юлия Владимировна Евсеева, со ссылкой на мнение экспертов и областного Комитета по охране объектов культурного наследия, требуются реставрационные работы на цокольном этаже колокольни. В результате чего там могут появиться кассовый зал и сувенирный магазин, а предполагаемая проектом отмостка должна будет предотвратить губительное воздействие грунтовых вод.