Это икона ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (СПАС СМОЛЕНСКИЙ), С ИЗБРАННЫМИМИ СВЯТЫМИ. Середина – третья четверть XVII века (средник), вторая половина XVIII века (фигуры на полях).
Иконы чтимых по землям святых существовали на Руси с древности. Популярность подобных сюжетов возросла после церковных канонизационных соборов середины XVI века, на которых было осуществлено прославление сразу 39 святых и установлено празднование всем русским святым на 8-й седмице по Пасхе (на 1-й по Пятидесятнице).
Иконографический тип Спасителя, к которому принадлежит икона, с середины XVII века известен под названием «Спас Смоленский» или «Всемилостивый Спас Смоленский». Его основой послужили византийские изображения стоящего Христа, дополненные фигурами двух или более коленопреклоненных святых.
Принято считать, что композиция подобных икон восходит к образу, находившемуся над Фроловскими (Спасскими) воротами Московского Кремля.
Вологодская епархия, как и многие другие епархии России, почитает сонм своих небесных заступников, получивший свой день празднования (первое воскресение июля) и образное воплощение. Иконография Собора Вологодских святых, сложившаяся в середине XVII-XVIII веке включает изображения двух групп святых, предстоящих в молении Спасу Всемилосивому (Обыденному). Изображение Господа Вседержителя воспроизводит чудотворный образ 1654 года, написанный единодневно (обыденно) через три дня после возведения обыденного деревянного храма Всемилоствого Спаса (Обыденного), спасшего город от страшной эпидемии моровой язвы.
Икона происходит из церкви Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц) в Вологде, что определило выбор святых в среднике: Среди избранных святых в среднике иконы менее половины связано непосредственно с Вологдой, большое внимание уделено вселенским святителям (Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий) и преподобным общерусского почитания. К сожалению, сохранность авторского красочного слоя иконы не позволила атрибутировать образы всех двадцать святых на полях, но абсолютное большинство из них связано своим служением с Вологодскими землями.
Икона отреставрирована в Санкт-Петербургской Академии художеств им. Ильи Репина (Кафедра реставрации станковой живописи) в 2017-2022 годах М.Е. Ульяновой, М.Д. Геворкян, О.И. Томашевой и А. А. Парненковой, руководитель Ю.Г. Бобров. Вологодский государственный музей-заповедник успешно сотрудничает с этим старейшим в стране высшим учебным заведением, готовящим реставраторов, с 2008 года. За это время обрели новую жизнь более 70 произведений темперной и масляной живописи.
На сайте нашего музея доступна очень интересная виртуальная выставка к 50-летию реставрационной мастерской, познакомиться с ней можно по ссылке:
https://www.vologdamuseum.ru/virtvist/repin/index.htmlИкона ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (СПАС СМОЛЕНСКИЙ), С ИЗБРАННЫМИМИ СВЯТЫМИ после реставрации.
ВОКМ 5964
Икона ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (СПАС СМОЛЕНСКИЙ), С ИЗБРАННЫМИМИ СВЯТЫМИ. Середина – третья четверть XVII века (средник), вторая половина XVIII века (фигуры на полях) в процессе реставрации.
ВОКМ 5964