Немногие знают, что в конце XIX – первой четверти ХХ века негативы были стеклянными. Стеклянные негативы, предшественники пленочных, представляли собой стеклянную пластину с нанесенным на нее светочувствительным слоем.
Преимуществом подобных негативов является долговечность и четкость фотографического отпечатка, но их хрупкость и громоздкость привела к тому, что в середине XX века фотографы вместо стеклянной основы стали использовать более прочную и гибкую полимерную подложку.
В собрании музея представлено более 800 стеклянных негативов. Среди них особый интерес вызывает коллекция негативов начала ХХ века, запечатленных фотографом-любителем Николаем Васильевичем Петровым, известным театральным деятелем, режиссером, народным артистом РСФСР.
Он родился в 1890 году в городе Екатеринбурге, в семье горного инженера. В 1904 году семья Петровых переезжает в Вологду, где Николай становится студентом Вологодского реального училища. Активный, остро чувствующий дух свободы и грядущих перемен, пятнадцатилетний юноша не только с восторгом наблюдает за общественной жизнью города, взбудораженной событиями 1905 года, но и принимает в ней непосредственное участие: становится членом революционных кружков, печатает листовки, присутствует на маевках и митингах. Юношеская творческая энергия, стремление к самовыражению, приводит его на театральную сцену. И в 1907 году, окончив реальное училище, Николай Петров устраивается работать актером в Вологодский драматический театр. В это же время, в 1905 – 1907 годах, он осваивает непростое искусство фотографии и делает снимки города Вологды. В объектив его фотокамеры попадают вологодские улицы и дома, железная дорога и вокзал, река Вологда и пароходы, город в половодье, мужская гимназия и Спасо-Прилуцкий монастырь.
При помощи фотокамеры Н.В. Петров мастерски фиксирует время, заставляет замереть движущийся поезд, чтобы зритель смог рассмотреть каждую деталь: пар, идущий из-под колес поезда, фонарный столб, здание вокзала, построенное в 1897 году, или речной транспорт, величественно курсировавший по реке Вологде.
[Негатив. Поезд у вокзала. Начало ХХ века. НВ 11791/1]
[Негатив. На реке пароход «Крестьянин». Начало ХХ века. НВ 11791/17]
[Негатив. Вид на реку с пароходом «Братья Варакины». Начало ХХ века. НВ 11791/18]
На Екатерининской улице внимание фотографа привлек дом Левашова, деревянное здание первой половины XIX века, главный фасад которого выделен восьмиколонным портиком ионического ордера и завершен треугольным фронтоном с гербом рода Левашевых в центре.
[Негатив. Дом Левашова. Начало ХХ века. НВ 11791/36]
Не редким явлением того времени было весеннее половодье, когда набережные и близлежащие к реке улицы затапливались водой. Передвигаться по городу становилось непросто, приходилось пользоваться бричками и телегами. Н.В. Петров оставил для истории бытовую зарисовку из жизни вологодской Венеции: извозчик невозмутимо управляет лошадью, точно зная, где проходит скрытая под водой дорога. Дама в бричке с опаской смотрит вниз, боясь замочить обувь и одежду.
[Негатив. Левый берег реки Вологды во время половодья. Начало ХХ века. НВ 11791/20]
[Негатив. Левый берег реки Вологды в половодье. Начало ХХ века. НВ 11791/29]
На фотографиях Николая Васильевича можно увидеть и специально позирующих людей на фоне городских достопримечательностей. Например, у пушки, установленной рядом с Петровским домиком.
[Негатив. У Петровского домика. Начало ХХ века. НВ 11791/24]
Представленная в музейном собрании коллекция негативов Н.В. Петрова, несмотря на их хрупкость и более чем столетнюю историю бытования, позволяет нам увидеть повседневную жизнь Вологды в начале ХХ века.