Среди множества экспонатов музея «Мир забытых вещей» особое место занимают часы. Их когда-то завели так, чтобы посетители, переходя из комнаты в комнату, хотя бы раз услышали их перезвон.
История часов – это история цивилизации. Люди создавали часы для разных надобностей. Были часы напольные, настенные, настольные, каминные, наручные, дорожные, песочные, ритуальные… Куранты, наконец!
Вологодские куранты на колокольне Софийского собора в «Мире забытых вещей» слышны через распахнутую балконную дверь. Им вторят каминные часы в столовой музея: они датированы второй половиной XIX века, сделаны в стиле рококо, материал – позолоченная бронза.
[Часы каминные. Российская империя, Санкт-Петербург. Вторая половина XIX в. Бронза, эмаль, литье, золочение. ВОКМ 13226]
Каминные часы достигли пика своей популярности в XIX веке, хотя появились они во Франции в середине XVIII столетия. Это был золотой век часового искусства, когда этот прибор начал служить не только по прямому назначению, но и стал украшением интерьера.
По общему признанию посетителей, самыми загадочными являются датированные XIX веком японские часы сякудокей, то есть длиной в одну сяку. Это мера японской длины, нанесенная на шкалу часов, которые долгие годы являются своеобразным символом музея. Экскурсантов поражает разница между восточным восприятием времени и привычным нам европейским взглядом.
[Часы настенные. Япония. XIX в. Дерево, медный сплав, стекло, шелк. ВОКМ 17515]
На писательском столе в кабинете первого этажа стоит с виду неприметный, но ценный экспонат – каретные часы, или просто – каретник. Это часы для путешественников. Первые известные каретники появились еще в середине XV века, а те, которые мы видим в музее, датированы началом XX века. Обычно они располагались в специальной нише кареты, на полочке, и должны были обладать большой устойчивостью при тряске на дороге.
[Часы-будильник. Германия.1910-е гг. Металл, стекло, картон. ВОКМ 12318]
Здесь же, на стене, басовито отбивают каждую четверть английские часы конца XIX века – неотъемлемая часть интерьера любого кабинета.
[Часы настенные. Франция. Конец XIX в. Металл, дерево, стекло, токарная обработка. ВОКМ 11620/1]
Часы – артефакт, имеющий многочисленные толкования. Поэты обычно размышляют о быстротечности времени, ускользающего с каждой минутой. Мы же обращаем внимание гостей музея на изящество формы и содержания этих сложных, почти ювелирных механизмов, вызывающих восхищение мастерством их создателей.