Этот диковинный предмет конца XIX века находился когда-то в Спасо-Преображенской Нёбдинской церкви Устьсысольского уезда, а в 1899 году поступил в собрание Вологодского епархиального древнехранилища. Сегодня позвонок является частью коллекции Вологодского музея-заповедника.
[Позвонок кита с живописными изображениями на религиозные сюжеты. Конец XIX в. Вологодская губерния. ВОКМ 5279]
Вдоль верхнего и нижнего краёв имеется надпись: «Господи, прими от недостойного ра[ба твое]го в знак незабвенной памяти. Добыт в 1889 году сентября 18-го с Ледовитого океана во время моего путешествия по северному краю. Прихожанин Нёбдинской Преображенской церкви Андрей Михайлович Латкин». На позвонке масляными красками написаны несколько религиозных сюжетов: Иисус Христос в терновом венце (ил. 2), Пророк Иона (ил. 3), Преображение Господне (ил. 4), апостолы Петр и Павел (ил. 5), святые Афанасий и Кирилл Александрийские (ил. 6), херувимы. Особую важность для каменного нёбдинского храма, построенного в 1814-1819 годах, имели композиции «Преображение Господне» и образы святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, связанные с посвящениями имевшихся престолов. В одной ограде с каменной церковью находилась деревянная одноэтажная Петропавловская церковь, построенная в 1785-1787 годах, что объясняет включение в состав сюжетов образов апостолов.
На большом отростке позвонка помещено изображение пророка Ионы, одним из эпизодов жизнеописания которого является повествование о том, как нарушивший волю Бога святой был проглочен китом. В произведениях искусства на этот сюжет изображение кита приобретает весьма причудливые формы, а сам пророк чаще всего изображается покидающим чрево животного. В нашем случае библейская история решена иконописцем как благодарственная и покаянная молитва чудесным образом исторгнутого на землю пророка. Плавание в суровых северных широтах сопряжено с немалыми опасностями и, наверное, каждому моряку не раз случалось уповать лишь на Бога и благодарить Его за спасение.
Включение этих сюжетов в иконографическую программу произведения вполне понятно и логично. Однако здесь нет образов равноапостольного святителя Стефана Пермского, которому был посвящен один из престолов храма, и небесного покровителя самого вкладчика - прихожанина церкви Андрея Михайлова Латкина, которым, как следует из имеющейся на позвонке надписи, был добыт в Северном Ледовитом океане в 1889 году сам кит. Возможно, эти святые были изображены на других подобных предметах, так как позвонок был не единственной имевшейся в церкви костью животного, украшенной живописными композициями на религиозные сюжеты.
Спустя десятилетие после указанной в надписи даты одна из «находившихся при церкви раскрашенных огромных китовых костей» была передана в епархиальный музей по распоряжению епископа Вологодского и Тотемского Алексия (Соболева), обнаружившего уникальный предмет во время посещения церквей Устьсысольского уезда летом 1899 года. Так стала экспонатом Древнехранилища доставленная в Вологду «кость весом 1 пуд 11 фунтов, вышина 8 вершков, большой отрог до 1 аршин, а два прочие до 7 вершков» (Вологодские епархиальные ведомости. 1900. № 17. С. 435), занесенная в Каталог музея под № 858 как «Кость громадного животного из позвоночного хребта…».
В настоящее время уникальный предмет находится в собрании Вологодского государственного музея-заповедника. В 2011-2014 годах на этой своеобразной иконе-позвонке с хрупкой пористой поверхностью были выполнены сложнейшие работы по укреплению красочного слоя и частичному удалению записей художником-реставратором масляной живописи О.В. Карпачевой.
[Ил. 2. Фрагмент «Иисус Христос в терновом венце»]
[Ил. 3. Фрагмент «Пророк Иона»]
[Ил. 4. Фрагмент «Преображение Господне»]
[Ил. 5. Фрагмент «Апостолы Петр и Павел»]
[Ил. 6. Фрагмент «Святители Афанасий и Кирилл Александрийские»]