«Раскрывая тайны музейных хранилищ»: история кружевного подзора
  «Раскрывая тайны музейных хранилищ»: история кружевного подзора
«Раскрывая тайны музейных хранилищ»: история кружевного подзора
Сроки проведения: с 24.04.2020 - 24.12.2020
Место проведения: {location}
В собрании Вологодского музея-заповедника находится около полумиллиона единиц хранения, и рассказать обо всех во время экскурсий невозможно. Но теперь познакомиться с самыми интересными предметами, их особенностями и историей можно в новой рубрике «Раскрывая тайны музейных хранилищ». Цикл открывает редкий образец из коллекции кружева и тканей – старинный подзор.

По мнению известного исследователя русского плетеного кружева Валерии Александровны Фалеевой, собственно вологодское кружево возникает в конце ХVIII – начале ХIХ века. Известны лишь немногочисленные произведения раннего периода. К редким образцам раннего коклюшечного кружева относится часть подзора из льняного полотна с кружевными прошивкой и краем, соединенных проставкой из льняного отбеленного полотна, сшитого в длину из трех неравномерных полос. Кружево выплетено в сцепной технике из отбеленных льняных нитей домашней выработки.


[Подзор (фрагмент), 1850-е годы. Вологодская губ., Вологодский у., с. Воскресение. ВОКМ 12534/105]

Основу узора прошивки составляет трехчастная композиция «древо и павы». В центре – древо жизни, более напоминающее цветок. К древу обращены две птицы-павы, каждая с поднятым прямым крылом, короной на голове и пышным хвостом с пятью звездочками в оперении. Птиц с древом-цветком соединяет стебель с трилистником. Композиция «древо и павы» повторяется во фрагменте подзора несколько раз, повторы отделяет древо другого рисунка, также напоминающее многолепестковый цветок на прямом стебле.


[Подзор (фрагмент). ВОКМ 12534/105]

Последней владелицей подзора была Екатерина Николаевна Федышина (1895–1962), трудившаяся с 1926 года в Вологодском государственном музее сотрудником художественного отдела, затем отдела истории, заведующей фондами. Сохранилась записка, написанная рукой Екатерины Николаевны: «Фалеева <…>. Взяла с собой для РМ [Государственного Русского музея] половину моего подзора от простыни <…>. Вторую половину оставлю в наш музей». На листке была указана дата пребывания Валерии Александровны Фалеевой в Вологде – с 9 по 16 октября 1947 года. Таким образом, подзор, упоминающийся в записке, был разрезан на две части. Одна часть осталась в Вологодском музее, а другая была передана в ГРМ.  В учётно-хранительских документах отдела народного искусства ГРМ есть запись, что согласно акту закупочной комиссии от 29 сентября 1950 года за № 1971/2 поступила половина подзора 1840–х гг.


[Е.Н. Федышина воспитанница VI класса 1 отделения Вологодского Епархиального женского училища. Выпуск 1912 г.]

Для уточнения места и времени создания кружева, обратимся к родословной его владелицы. Подзор происходит из семьи Екатерины Николаевны Федышиной (в девичестве Соколовой). В названной записке она сообщает историю принадлежности подзора, «полученного от мамы до 1930 года, а она получила в приданое от бабушки Юли».

Бабушка Е.Н. Федышиной Юлия Александровна Глушицкая родилась около 1839 года в селе Воскресение Боровецкой волости Вологодского уезда. Её дед Николай Андреевич, а затем отец Александр Николаевич Глушицкие были священнослужителями при Воскресенском Боровецком храме Вологодского уезда. Документы не оставили свидетельств её занятий каким-либо рукоделием и кружевоплетением в частности, однако известно, что такие навыки были необходимы для дочери священника. Она должна была не только приготовить для себя приданое, чтобы снискать славу трудолюбивой работницы, но и в дальнейшей жизни помогать в благоустройстве и украшении приходской церкви, а в случае необходимости зарабатывать этим ремеслом на жизнь. У нас нет достоверных сведений, но мы можем предположить, что рукоделию и кружевоплетению Юлию обучала мама – Евлампия Алексеевна Глушицкая.

17 сентября 1861 года в Воскресенской Боровецкой церкви состоялось венчание Юлии Александровны Глушицкой и Константина Васильевича Соколова. Можно только предположить, каким изящным было содержимое сундуков невесты, куда вошел и публикуемый подзор. Молодожены уехали по назначению мужа в Грязовецкий уезд Вологодской губернии к Николаевской Становской церкви. В семье Юлии Александровны и Константина Васильевича было десять детей. Умерла Ю.А. Соколова (Глушицкая) в 1903 году в возрасте 63 лет.

Подзор унаследовала ее дочь, Раиса Константиновна Соколова, которая сохранила его как семейную реликвию.




Краткая справочная информация
Режим работы музея в майские праздники 2024 года
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PK_April_2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции