Говоря о вкладе вологжан в развитие авиации в годы войны, мы, прежде всего, имеем в виду легендарного авиаконструктора, уроженца д. Дилялево Вологодского района Сергея Владимировича Ильюшина. 25 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР С.В. Ильюшину было присвоено звание Героя Социалистического Труда «За выдающиеся достижения в области создания новых типов боевых самолётов». Самолёты ОКБ Ильюшина составляли более 30% всех крылатых боевых машин Великой Отечественной войны.
Дальний бомбардировщик ДБ-3 был принят на вооружение ВВС РККА в августе 1936 года. В августе 1941 года самолёты ДБ-3Т совершили первые авианалеты на столицу рейха и заслужили себе почетное место в летописи Второй Мировой. Бомбардировщики ДБ-3, ДБ-3Т, ДБ-3Ф, Ил-4 летали в составе соединений дальней и минно-торпедной авиации все четыре года Великой Отечественной войны.
О бронированном штурмовике Ил-2 газета «Правда» писала: «Самолет Ильюшина – не только достижение авиационной науки. Это еще и замечательное техническое открытие». Благодаря простой технике пилотирования, мощному вооружению, неуязвимости от огня наземного стрелкового оружия, а частично и от огня малокалиберных зенитных пушек, Ил-2 стал основной силой советской фронтовой авиации. Сергей Ильюшин называл его «летающим танком», пилоты-истребители люфтваффе – «бетонным самолетом», а советские летчики «самолетом-солдатом», «Илюшей» и благодарили конструктора за спасенные жизни. Это самый массовый боевой самолёт в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. штурмовиков Ил-2. На основе Ил-2 создан скоростной и высокоманевренный бронированный штурмовик Ил-10, применявшийся в большом количестве на последнем этапе Великой Отечественной войны.
В 1943 году, задолго до Победы, понимая, что после войны стране потребуется гражданский самолёт, С.В. Ильюшин по своей инициативе начинает проектировать двухмоторный транспортно-пассажирский Ил-12. Этот факт подчёркивает стратегический уровень государственного мышления авиаконструктора.
Трижды Герой Социалистического Труда, лауреат семи Сталинских, Ленинской и Государственной премий, генерал-полковник, академик Сергей Владимирович Ильюшин о себе рассказывал очень скупо и лаконично. Он любил повторять: «Лучше всего поют о конструкторе самолёты…»
[ВОКМ 20291 С.В. Ильюшин за штурвалом самолёта. 1938 г.]