Вологодский музей / Проекты / ШКОЛА ШКОЛ
  Проекты / ШКОЛА ШКОЛ
ШКОЛА ШКОЛ

Проект "Школа школ" - победитель грантового конкурса "Музеи Русского Севера", учреждённого компанией "Северсталь".

Началась его история задолго до 2015 года, когда Татьяна и Николай Селивановы работали в проекте «next.tretyakovgallery.ru», участниками которого было около 50 воспитанников художественных школ и студий. Затем в Череповце Татьяна и Николай участвовали в совместном проекте компании «Северсталь» и Третьяковской галереи «Стиль стали», посвященном 55-летию Череповецкого металлургического комбината и 125-летию со дня рождения художника Владимира Татлина – основоположника конструктивизма.Результатом той работы стали подготовленные школьниками мультимедийные продукты. Цель у всех этих проектов была одна – доказать, что современные технологии дают возможность открывать информацию, делать ее интересной, значимой и важной для всех возрастных категорий посетителей музея.

А потом во дворе Выборгского замка во время конференции АДИТ-2014 президент и члены правления и актива АДИТ Наталья Толстая, Татьяна и Николай Селивановы, а также главный консультант Департамента культуры и туризма Вологодской области Ирина Зайцева решили, что Вологодский музей-заповедник может принять участие в грантовом конкурсе «Музеи русского севера», который проводит компания «Северсталь». Коллеги говорили тогда о том, что формат Музейного компьютерного фестиваля, который проводился параллельно с конференциями АДИТ с 1999 года, изжил себя. Хотелось придумать некий новый вектор развития АДИТа, новый формат, который можно было бы реализовать во время конференции АДИТ-2015 в Вологде.

Вот тогда-то и возникла идея продолжить практику, которой уже занимались Татьяна и Николай Селивановы – собрать вместе, школьников, их преподавателей, музейщиков и информационщиков. Целью было использовать незамутненный свежий детский взгляд на объекты культурно-исторического наследия в создании мультимедийных инсталляций, интерпретирующих и продвигающих наследие в среду современных подростков. Казалось, что это может помочь создать новые каналы коммуникации между подрастающим поколением и памятью, олицетворенной в ценностях, которые хранит музей. Сказано, сделано – заявка написана, подана на конкурс и поддержана. То, что проект был поддержан, не мудрено – писали-то заявку опытнейшие проектировщики. Среди них первую скрипку играли Татьяна и Николай Селивановы, являющиеся первоклассными педагогами и учеными – кандидатами педагогических наук.

Как и планировалось первоначально, детский музейно-образовательный проект «Школа школ» основывался на триаде «Школа – музей – IT». Основоной задачей проекта стала разработка методики описания, изучения и творческой интерпретации подростками подлинного музейного предмета. Материал, который школьники должны были собрать в ходе изучения памятника, полученные ими знания и опыт, призваны были послужить необходимой научной базой для создания нового творческого информационного продукта. Работа «Школы школ» должна была пройти в сентябре 2015 года в рамках конференции АДИТ в Вологде.

Для участия в проекте были отобраны 20 вологодских школьников в возрасте от 13 до 17 лет, обучающиеся в Вологодском многопрофильном лицее и общеобразовательных школах № 20 и 31. Они начали работу под руководством своих учителей – Елены Дзюбы, Людмилы Якушевой, Кирилла Быкова и Надежды Букиной.

В конце мая – начале июня состоялась первая общая встреча участников проекта. Впервые удалось собраться всем вместе: школьники, их научные руководители, музейные хранители и организаторы. Главной целью встречи предполагалось знакомство. Школьники собрались в залах Иосифовского корпуса Вологодского кремля, чтобы узнать о задачах, которые ставят перед ними руководители проекта – Татьяна и Николай Селивановы. После рассказа о основной идее и этапах работы над проектом главный хранитель музея Ирина Соколова познакомила участников с музейными предметами, которые были отобраны музейщиками для использования в проекте.

На выбор школьникам были предоставлены интереснейшие экспонаты из разных отделов Вологодского музея-заповедника. Среди них – расписной деревянный шкаф, прялка, иконы, кружевная скатерть, фотографии старой Вологды, народные куклы, поддужный колокольчик, часы на колокольне Вологодского кремля, фисгармония и портреты семьи Омельяновых из музея «Мир забытых вещей», театральные афиши и программки, буквари и азбуки для детей и взрослых, альбом детских рисунков 20-х годов, ворона-альбинос, чучело медведя и другие. Руководствуясь рекомендациями своих преподавателей и собственными предпочтениями, ребята из общего списка предметов выбрали те, с которыми бы им хотелось работать.

Дальнейшая работа с предметами должна была продолжиться в индивидуальном порядке. За три летних месяца школьники собирали весь доступный материал о музейном экспонате. Помощью в этом исследовании школьников стал алгоритм работы с музейным предметом, разработанный Татьяной и Николаем Селивановыми:

1. визуальное знакомство с предметом. Задачи:
- сделать/ найти изображения предмета,
- иметь 4-5 "осмысленных" изображения предмета (общий вид, фрагменты).
2. активное "извлечение" информации. Задачи:
- найти первичную информацию о предмете в музее (этикетка, краткое описание),
- организовать общение с хранителем/ экспертом (ВАЖНО: полученные сведение оформить в виде интервью или цитаты, т.е. сохранить авторство),
- вернуться к пункту 1.2., ещё раз более "критично" взглянуть на предмет;
3. анализ самого предмета. Задачи:
- исследовать материал,
- исследовать технику и т.п.
4. создание собственной информации. Задачи:
- поместить изучаемый объект в тематический ряд подобных предметов (рядов может быть несколько),
- подготовить материал для создания собственной медиапрезентации предмета.

Само собой, информация изначально собиралась и готовилась в цифровом виде!

20 сентября – за день до начала конференции АДИТ-2015 в Вологде началась основная часть основная часть работы по проекту – проведение интенсивной шестидневной «Школа школ». Этот первый день был в значительной мере посвящен более тесному знакомству руководителей проекта со школьниками. К этому времени в ходе предварительной дистанционной работы были уже созданы сценарии проектов школьников. Среди них выделялся необычностью и очевидной социальной направленностью проект, основанный на чучеле вороны-альбиноса – белой вороне – из фондов естественно-научного отдела Вологодского музея-заповедника. В проекте есть большой раздел про работу таксидермистов. К нему привлечены многочисленные фотографии людей-альбиносов. Но главное в этом проекте, конечно, тема ДРУГИХ в обществе, толерантности, биологического феномена и социальной исключительности.

Руководители проекта в первый день обсудили со Школьниками этот и все остальные проектные заготовки, а также начали формировать структуру проектов – разбираться с соотношением вещи, изображения и текста. Кроме того, прошел предметный разговор о содержании мультимедийных проектов, их главных опорных точек.

Закончился этот день неформальной беседой участников проекта с президентом АДИТ Натальей Толстой. Среди прочего Наталья рассказала школьникам о своей работе в мультимедийном проекте, основанном на не реализованных эскизах Александра Иванова росписи придуманного художником Храма всех религий.

Второй день работы Школы Школ был посвящен тому, как превратить участников проекта - обычных современных школьников, которые не особенно хорошо умеют рисовать и писать, в авторов репрезентативных мультимедийных продуктов, связанных с продвижением наследия. Для начала руководители проекта – Татьяна и Николай Селивановы - попросили школьников показать с помощью мимики и жестов колесо, альбом с рисунками и тому подобные вещи, так или иначе связанные с темами их презентаций.

После этого школьники получили задание сделать с помощью цветной бумаги и ножниц коллаж вокруг темы их презентаций. Для начала к каждой презентации надо было подобрать 3 цвета, так или иначе связанные с экспонатами или коллекциями, которые являлись объектами актуализации.

Руководители проекта с радостью констатировали тот факт, что все школьники – участники проекта - очень удачно выбрали цвета и их комбинации. После этого участники проекта поговорили про образ - его трансформируемость, его пластический характер. По следам этого разговора и на основании выбранных им цветов каждый участник семинара сделал 2-3 коллажа к своей презентации, в том числе коллаж, который мог бы быть логотипом презентации, ее узнаваемым визуальным символом.

Далее началось освоение компьютерных программ, которые могут быть использованы в процессе подготовки презентаций. В этот день руководители проекта познакомили школьников с программой Prezi, предназначенной для подготовки динамических презентаций. По итогам этого практического занятия участники проекта сделали по несколько слайдов и озаглавили их.

Закончился день встречей участников проекта с членом президиума АДИТ Ольгой Киссель, которая познакомила школьников с мультимедийными проектами Государственного Русского музея. На основании этого знакомства состоялся предметный разговор Ольги с участниками проекта о значении дизайна в создании мультимедийных продуктов, о необходимости неразрывной связи объекта и предмета показа с его дизайном.

Ночью перед третьим днем работы «Школы Школ» руководители проекта – Татьяна и Николай Селивановы – оцифровали и обработали все коллажи, созданные школьниками накануне. А, собственно, работа участников проекта в этот день началась со знакомства с программой Adobe Photoshop. Школьники вели записи в специальных тетрадях, фиксируя алгоритмы работы с программой.

После этого школьникам были предъявлены результаты обработки оцифрованных коллажей и началась редактирование участниками проекта своих коллажей c помощью Photoshop. Готовые цифровые коллажи школьники встраивали в презентационные полигоны Prezi. Получившиеся полигоны презентаций были обсуждены руководителями со всеми участниками проекта.

Татьяна и Николай с радостью отметили, что большинство участников проекта хорошо понимают материал, с которым работают и интуитивно выбирают достаточно точные и интересные дизайнерские и содержательные решения. Тем не менее, некоторые презентации руководители отметили особо – в них ярче всего проявилось глубокое понимание музейных предметов и коллекций, а также интуитивно верное оформление и компоновка материала в презентациях.
Среди таких презентаций-лидеров можно отметить, например, «Текстильную куклу», сделанную на основе коллекции самодельных текстильных кукол, сделанных самими детьми. Коллекция хранится в фондах Вологодского музея-заповедника.

Закончился этот день беседой школьников с экспертом АДИТ Антоном Лагутиным, который рассказал ребятам о том, что профессиональные археологи и историки ищут в компьютерных и мультимедийных технологиях. Кроме того, эксперт поговорил о важности работы с текстом, о том, что нужно хорошо знать русский язык и уметь им пользоваться.

В четвертый день работы Школы Школ Татьяна и Николай Селивановы пытались вместе со школьниками работать с текстами – подписями-пояснениями к слайдам и описаниями мультимедийных продуктов, которые готовили участники проекта. На этот раз Татьяна с Николаем, увы, уже не так радовались, как в предыдущие дни. Школьники не могли похвастаться ни грамотностью, ни стройностью текстов, которые они писали. По этой причине работа шла трудно, долго и заняла целый день.

В конце дня по традицию в гости к школьникам пришел эксперт – член президиума АДИТ – Ольга Синицына. Ольга, продолжая тему дня, говорила с участниками проекта о тексте в музейной экспозиции, о том, почему бывает скучно в музее, о непонятных экспонатах, не всегда понятных и неинтересных экскурсоводах. Поговорила Ольга и о том, как бороться с этими напастями, о желательном минимализме, краткости и доходчивости текста.

Пятый предпоследний день работы проекта был посвящен подготовке окончательных презентаций. Руководители проекта – Татьяна и Николай Селивановы вместе со школьниками простраивали сценарии подачи материала и логику передвижения между отдельными слайдами презентации.

После этого прошел черновой просмотр всех презентаций. При этом руководители проекта старались максимально не навязывать свой взрослый подход к материалу и логике презентации, дабы сохранить незамутненный и непредвзятый детский взгляд.

В шестой – последний – день работы, после внесения последних исправлений и уточнений презентации школьников были представлены взыскательной аудитории участников конференции АДИТ-2015.

По словам всех выступавших после показа презентаций, подготовленных школьниками, результат превзошел все ожидания организаторов и кураторов Школы школ.

Презентации, подготовленные ребятами, были настолько интересны, что один из старейших членов АДИТ – директор компании "КАМИС" – Юрий Лошак предложил создать выставку, состоящую из параллельного показа подлинных музейных предметов, с которыми работали школьники, и связанных с ними презентаций, подготовленных в ходе «Школы школ».

Будем надеяться, что эта выставка обязательно откроется и увидят ее не только в Вологде, но и в других городах и музеях Северо-запада и России в целом.

Татьяна Селиванова:

"Проект Школа Школ задумывался еще в Выборге на конференции АДИТ весной 2014 года. Всегда хотелось воплотить в жизнь все представления о возможностях интерпретации детьми музейных объектов в тесном сотрудничестве с музеем. Многие проекты Мастерской художественного проектирования, которую мы с Николаем Селивановым ведем уже много лет, связаны с музеями. Но, пожалуй, в Вологде впервые удалось упаковать все идеи в завершенную презентационную форму. Особенно удачным оказалось применение программы Prezi, которая позволяет выстраивать нелинейную, динамичную историю. Осуществить задуманное помог грант Северстали в рамках ежегодного конкурса «Музеи русского Севера». Итак, согласно замыслу, проект должен был объединить: музей, в лице музейных хранителей, исследователей-детей и их кураторов-преподавателей, нас, в роли медиаторов и модераторов процесса, и экспертов АДИТ. Все вместе мы, взрослые, должны были создать необходимую платформу, фундамент из знаний, технологий, методик, позволяющий юным участникам строить собственные гипотезы, формулировать предположения, интерпретировать, проводить параллели и делать сравнения в процессе знакомства с музейным экспонатом. Конечной целью этого процесса было создание развернутого мультимедийного комментария к музейному экспонату.

Проект стартовал в конце мая, когда на основе предложений, высказанных музеем, был сформирован список экспонатов для работы. Наш с Николаем приезд в Вологду в это же время позволил увидеть музейные сокровища города и добавить в этот список некоторые произведения, которые нас поразили, как, например, кружево 1920-30-х годов. В музее была проведена первая встреча основных участников проекта. Мы познакомились с детьми, их преподавателями и музейными хранителями, которые включились в проект. Последовавшее за этой встречей лето, как истинно народный праздник, конечно, вмешалось в наши планы и их сильно откорректировало. К сентябрю все закрутилось вновь, окончательно определились авторы и темы их проектов, причем, из 22 изначально отобранных экспонатов осталось 15, так как всех участников ждала нешуточная интенсивная работа, и не каждый был к ней готов.

Нашему сентябрьскому приезду в Вологду предшествовала довольно интенсивная переписка и общение по скайпу с преподавателями – кураторами. В результате чего, появились первые тексты – сценарии, согласно тому алгоритму, который предложил Николай для выявления тематических рядов, сборки и систематизации всех материалов. С 20 сентября начался наш шестидневный марафон в проекте "Школа Школ".

Что можно сказать сейчас, по его завершении? Большинство зрителей на защите проектов и эксперты АДИТ посчитали его успешным, а презентации заслужили много лестных слов и получили отличные отзывы. Юные авторы приятно удивили своей визуальной культурой, чувством цвета, настойчивостью и желанием довести проект до конца. На «ура» прошло задание, позволившее определить художественное решение для каждого проекта. Ребятам было предложено сделать несколько коллажей по теме выбранного музейного экспоната. Устроив просмотр, мы поняли, что цель достигнута и дизайн презентаций у каждого «в кармане».

Намного сложнее шла работа с содержанием, очевидно, что на это не хватило времени. Для многих определение тематических рядов, то есть контекстов, в рамках которых рассматривается музейный объект, так и осталось непознанной территорией, белым пятном на карте проекта. Легче всего собирались материалы для текстовых блоков, они выуживались из интернета, объединяясь в длиннющие столбцы. И тут наступал один из тяжелых моментов: соединение текста и картинки. Текст, как объяснение, пояснение, расшифровка, необходимо было сначала привязать к конкретному изображению, а затем максимально сократить, вспомнив о своем последнем походе в музей и нелюбви к чтению длинных и непонятных текстов в выставочном зале. В результате все участники, так или иначе, преодолели этот сложный период ломки себя и текста ради выделения главной темы своего проекта.

Удачным можно назвать этап интенсивного знакомства с программами AdobePhotoshop и новым для ребят типом презентаций Prezi. Этот успех - целиком заслуга нашей коллеги Марии Михайловой, которая смогла в очень доходчивой форме объяснить основные технологические возможности программ и помочь в их освоении.

Надеюсь и думаю, что все участники этого марафона со мной согласятся, эти усилия были потрачены не зря, что каждый вышел из проекта с обретениями: новым опытом, полученными знаниями, идеями и замыслами на будущее".


Проект Школа Школ сложился и был реализован благодаря усилиям целой группы вовлеченных в него участников:

Координаторы:
Наталия Толстая
Юлия Веретнова
Ирина Зайцева
Екатерина Мазилова

Кураторы и преподаватели:
Николай Селиванов
Татьяна Селиванова
Мария Михайлова

Преподаватели:
Елена Дзюба
Кирилл Быков
Людмила Якушева
Надежда Букина
Елена Дробышева

Эксперты:
Елена Дробышева
Татьяна Касьяненко
Мира Даен
Валентин Корольков

Хранители:
Надежда Кутекина
Ирина Соколова
Анна Спирина
Лариса Вологдина
Людмила Кривоногова
Елена Платонова

Учащиеся вологодских школ, авторы презентаций:
Валерия Баринова,14 лет, школа № 20
Дарья Плехова, 14 лет, школа № 20
Екатерина Мишинова, 15 лет, школа № 20
Екатерина Паутова, 14 лет, школа № 20
Иван Зернов, 13 лет, Вологодский многопрофильный лицей
Алексей Корепин, 15 лет, школа № 20
Елизавета Липина, 13 лет, Вологодский многопрофильный лицей
Ксения Кашенцева, 13 лет, Вологодский многопрофильный лицей
Фёдор Панчук, 11 лет, школа №7
Илья Оленченко, 15 лет, школа №2
Алёна Кожевникова, 15 лет, школа №13
Мария Чащинова, 15 лет, школа № 20
Дарья Евстигнеева, 16 лет, школа № 31
Наталия Дробышева, 14 лет, школа № 31
Даниил Милик, 17 лет, школа №31
Алина Осипова, 14 лет, школа № 20
Елизавета Романова, 13 лет, Вологодский многопрофильный лицей

Эксперты АДИТ:
Ольга Киссель
Ольга Синицына
Антон Лагутин
Татьяна Николаева

Смотреть презентации участников проекта

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ

ШКОЛА ШКОЛ
Краткая справочная информация
Режим работы музея в майские праздники 2024 года
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PK_April_2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции