Сотрудники музея и Архивного бюро.
Конец 1920-х – начало 1930-х.
И.В.Федышин в среднем ряду крайний слева,
Е.Н.Федышина в нижнем ряду третья справа.
В летопись Вологодского музея занесены имена многих людей, чья судьба тесно переплетена с историей коллекций, сбору, сохранению и изучению которых посвятили они свою жизнь. Но фамилия Федышиных, значимость которой преумножена делами нескольких поколений музейщиков, приобретает особое звучание.
16 мая 2003 г. по инициативе С.В. Ямщикова на стене Гаврииловского корпуса Вологодского кремля установлена мемориальная доска с краткой и сдержанной надписью: «В этом здании жили и работали Иван Васильевич (1885-1941) и Екатерина Николаевна (1895-1962) Федышины, стоявшие у истоков образования Вологодского музея»,- за которой стоит длинная череда лет и событий, самоотверженного труда. Трудно переоценить роль в процессе формирования и сохранения коллекции древнерусской живописи старшего представителя династии Федышиных - Ивана Васильевича, хотя он не был ее основателем и начал музейную деятельность только в конце 1923 г. Его ближайшим другом, женой, единомышленником на долгие годы стала Е.Н. Соколова - Федышина . Сохранившаяся в семейном архиве переписка пронизана большим искренним чувством любви и преданности делу, которому они служили, и бережным отношением друг к другу в самых тяжких испытаниях, ниспосланных судьбой. Переписка И.В. Федышина периода активного комплектования коллекции древнерусской живописи систематизирована и опубликована Г.И. Вздорновым, но вышедший в 1975 г. малым тиражом сборник «Из истории реставрации древнерусской живописи. Переписка И.В. Федышина (1924-1936)», выдержки из которого мы приводим в сопроводительных текстах к разделам выставки, давно стал библиографической редкостью.
В 1937 г. И.В. Федышина постигла участь многих представителей российской интеллигенции, подвергшихся репрессии. К этому времени в семье Федышиных было уже трое детей – Николай, Ольга (Лёля) и Таня. Положение осложнялось тем, что младшая девочка еще не ходила в ясли, а Екатерина Николаевна должна была работать чтобы хоть как-то прокормить семью, поддержать в заключении мужа, страдавшего туберкулезом. Письма Ивана Васильевича семье, дают представление о жизни и быте заключенных, о самоотверженной любви близких людей. Даже в этих тяжелых условиях Иван Васильевич просит жену ни в коем случае не продавать книги и пластилин – то, что может пригодиться для работы и творчества.
Будучи в колонии он пишет отдельные письма старшим детям, Коле и Леле, радуется их успехам, хвалит за маленькие достижения и помощь маме, всячески побуждает их к чтению и художественному творчеству. Иван Васильевич интересуется происходящим в музее, которому он остается искренне предан. «С каким удовольствием я отдал бы свои последние силы на работу в музее, если бы удалось выйти волю…» - пишет он жене в 1939 г. Переписка этого периода частично опубликована Валентиной Жидковой в 1990 г. в статье «Иван Федышин: Не знаю за собой вины», которую, наряду с письмами, мы также размещаем в настоящем разделе выставки.
В1939 г. И.В. Федышин был освобожден из-под стражи за недоказанностью дела и снова приступил к работе в Вологодском музее. За время пребывания в лагере здоровье Ивана Васильевича было подорвано, и обострившийся туберкулез через два года унес из жизни человека, оставившего столь яркий след в истории Вологодского музея.
Он был жизненным примером для сына, Николая Ивановича Федышина – Заслуженного работника культуры Российской Федерации, художника-реставратора высшей категории.
Достойными продолжателями семейной традиции стали и сыновья Николая Ивановича. Над консервацией и реставрацией икон в собрании музея работают в настоящее время художники-реставраторы Иван Николаевич и Николай Николаевич Федышины.
По стопам Ивана Васильевича и Екатерины Николаевны идет уже третье поколение Федышиных - славной музейной династии собирателей, хранителей, реставраторов.
об утверждении в должности заведующего художественным отделом.
11.01.1924
Конец 1920-х – начало 1930-х.
И.В.Федышин в среднем ряду крайний слева,
Е.Н.Федышина в нижнем ряду третья справа.
26.10.1937 г.
04.02.1990 г.
Бумага, типографская печать.