![]() | ![]() |
![]() |
Дерево, левкас, темпера.
34,3х26,3х2,7 см
Происходит из Спасо-Всеградского собора г. Вологда
Поступила в музей 05.04.1924 г.
Реставратор Соколова О.А., «Образ Севера» (Вологда), 2014 г.
Икона «Образ пресвятые Богородицы от бед страждущих» с января по август 2014 года находилась на реставрации в ООО «Образ Севера». Реставратор О.А.Соколова. При поступлении в музей икона имела широкую датировку – XVIII век. Авторская живопись находилась под слоем потемневшей олифы. На поверхности имелось значительное количество гвоздевых отверстий. Ее тыльная сторона была закрыта бумажной заклейкой, нанесенной, по-видимому, при подгонке иконы при установке в киот. По заданию реставрационного совета ВГИХМЗ на иконе выполнен полный цикл консервационно-реставрационных мероприятий, включающий укрепление левкаса и красочного слоя, удаление слоя бумаги с тыльной стороны иконы, пробное раскрытие, удаление потемневшего олифного покрытия, подведение реставрационного грунта в местах утрат, тонирование подведенного реставрационного грунта, покрытие лаком. Икона написана на липовой доске, древесина с гладкой ровной поверхностью, размер 34,3х26,3х2,7 см. По торцам неглубоко врезные шпонки. Доска иконы опилена с трех сторон, спил сделан на готовой иконе, в результате чего значительно пострадал красочный слой полей на лицевой стороне. На торцах и кромках большое количество гвоздей и гвоздевых отверстий. Паволока – отсутствует. Грунт – тонкий, белого цвета, техника исполнения – яичная темпера. Покровный слой – тонкий слой олифы. В результате выполнения работ грунт и красочный слой укреплены с применением используемых в реставрации материалов. Живопись исследована с применением микроскопа МБС-10, выявлена послойная структура, выполнено пробное раскрытие живописи. По отработанной методике удалено потемневшее олифное покрытие, открывшее авторскую живопись удовлетворительной сохранности. Следов поновления не выявлено. Трудоемким в работе было удаление загрязнений и довольно толстого слоя бумаги с тыльной стороны иконы, при этом удаление выполнено в сухую, а клей с поверхности добирался с применением ватных тампонов, смоченных в дистиллированной воде, оставляя нетронутыми участки с надписями. В манере письма иконописца сохранена традиционная последовательность исполнения произведения иконописи. На тонком слое гладко выровненного грунта присутствует графья, тонкая, не глубокая. Живопись изображения состоит из нескольких лессировочных слоев с элементами клееного золота и серебра в разделке орнамента одежды Богоматери. Надписи на полях выполнены серебром, в украшении одежды присутствует клеенное серебро и золото, которое в некоторых местах значительно потерто. Структура живописного слоя ликов, которую можно наблюдать в бинокуляр такова: санкирь темный, красно-коричневый колер, довольно плотный, практически перекрыт верхними слоями. Основной цветовой тон дает золотисто коричневый колер следующего слоя. Пробела нанесены широкими мазками белил в 2-3 приема в соответствии моделировке объема. Изображение волос выполнено темно-коричневым колером с прописью узкими короткими штрихами. Изображение бровей, век выполнены коричневым цветом, зрачки черным. Теневой объем покрыт тонким слоем лессировки темно-коричневого колера. Лики написаны плотно. Пигменты основных цветов тонкого помола. На основной плоскости нимбов сусальное золото, широкая кайма с применением клееного тонкого ассиста серебром и золотом. Колорит иконы исполнен с применением синего, охристого, красного. Цветовые пятна равномерно распределены по плоскости. Икона, написанная в светлом, праздничном колорите. Несомненно, икону писал профессиональный мастер, имеющий опыт иконописного мастерства и приемов в технике письма и передачи их на плоскости иконы. Судя по наличию гвоздевых отверстий на икону мог налагаться оклад. При удалении старой плотной бумаги с оборотной стороны иконы под верхней шпонкой выявлена надпись чернилами: «Сей образ 1759 года месяца августа пятого дня», что является важным датирующим фактором. Стилистические особенности живописи не противоречат датировке произведения серединой XVIII века, а точная дата создания иконы, присутствующая в открывшейся надписи, не вызывает сомнений. О.А.Соколова. художник-реставратор высшей категории станковой темперной живописи. |
Смотреть описание