Вологодский музей / Виртуальные экскурсии и выставки / Памяти мастера: к 130-летию со дня рождения Александра Ивановича Брягина / Брягин-реставратор

Александр Иванович Брягин по рекомендации Реставрационного подотдела Музейного отдела Главнауки 1 августа 1926 года был принят на работу в Вологодский государственный объединенный музей. Эту дату можно считать датой основания реставрационной мастерской при художественном отделе музея, которым руководил Иван Васильевич Федышин. Первоочередной задачей, поставленной перед А.И. Брягиным председателем Ученого совета Секции реставрации древнерусской живописи Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) А.И. Анисимовым, было проведение реставрационно-консервационных работ на памятниках древнерусской живописи с целью обеспечения их сохранности, расчистки древних икон от потемневшей олифы, записей для всестороннего изучения авторской живописи.

Открыть галерею работ реставратора

В первый период своей деятельности в музее (1926-1930 гг.) А.И. Брягин выполнил огромный объем работ по укреплению и расчистке икон. Среди них «Богоматерь Одигитрия с преподобным Иоанном Лествичником» конца XV века, «Димитрий Прилуцкий, в житии», написанная Дионисием до 1503 года, «Успение Богоматери» из Семигородней пустыни второй половины XV века, «Иоанн Предтеча в пустыне» конца XV - начала XVI века, «Святые бессеребренники Косма и Дамиан, с житием» первой половины XV века, на две трети раскрыл древнюю живопись на иконе «Богоматерь Умиление (Подкубенская)» первой трети XIV века и много других.

А.И. Брягин был вызван в ЦГРМ для подготовки икон к заграничной выставке, которая была организована Госторгом «с целью возбудить интерес иностранных торговых фирм и частных лиц к древнерусскому искусству и таким образом способствовать развитию торговли с иностранцами предметами русской старины». В задачи Госторга входила распродажа части экспонатов выставки, но исключительный научный интерес, который был вызван выставкой, рассматривавшейся как демонстрация национальных художественных сокровищ СССР, воспрепятствовал этому. Выставка в 1929-1932 годах с успехом прошла в Германии, Австрии, Англии и США.

Летом 1929 года А.И. Брягин принимал активное участие в организации выставки росписи по дереву в Вологодском Госмузее. На выставке кроме старых этнографических экспонатов народного искусства была представлена большая коллекция (до 100 предметов) росписей по дереву Брягина А.И. и других мастеров, работавших под его руководством по заданию Нижегородского отделения Внешторга. Росписи делались яичной темперой. В результате этого проекта планировалось создание новых кустарных артелей, деятельность которых должна была усилить экспорт кустарных художественных изделий. Задачей выставки была демонстрация развития подлинного народного творчества и наполнение традиционного круга тем современным сюжетным содержанием.

В это же время Александром Ивановичем была написана копия с портрета купца Фетиева для Государственного исторического музея (Москва).

Деятельность А.И. Брягина как педагога и художника сочеталась с масштабными работами по реставрации памятников музейного собрания. Судя по отчету музея, за этот год им было расчищено семь древних икон XVII века, сделана пробная расчистка на иконе «Николай Чудотворец» XV века, была начата подготовка экспонатов для создаваемого Антирелигиозного музея.

Не смотря на успешную работу по сохранению культурного наследия, в 1930 году реставрационная мастерская музея закрылась на долгие девять лет.

Брягин неоднократно писал письма о желании приехать на работу в Вологодский музей и, хотя в музее не было штатной единицы художника-реставратора, музей дал свое согласие принять его на работу по специальности. 8 июня 1939 он был назначен на должность художника. За первые полгода работы в музее Брягиным было отреставрировано 12 художественных картин. Также он написал портреты Сталина и Молотова, картины «Суд над Галилеем» и «У озера Хасан».

С началом войны Александру Ивановичу вместе с другими сотрудниками музея пришлось принимать участие в срочном демонтаже экспозиций, подготовке икон к эвакуации. В августе 1941 года в большинстве зданий музея были размещены военные склады. Наиболее ценные памятники иконописи осенью и зимой 1941 были эвакуированы в Тотемский краеведческий музей (79 икон) и в Омский краеведческий музей (53 иконы и музейные предметы из других коллекций). Большая часть собрания музея была упакована в ящики и хранилась в Экономском корпусе, туда же были перенесены и экспонаты Антирелигиозного музея. Многие иконы хранились в ризнице Воскресенского собора и в кладовой Экономского корпуса.

В военные годы деятельность музея сводилась к обеспечению сохранности собрания и организации бесконечных выставок. Только за 1942 год А.И. Брягин совместно с Е.Н. Федышиной оформили 32 выставки-передвижки. В июле 1942 года открылась первая стационарная выставка – «Героическое прошлое Вологды и история Вологодского кремля» в Софийском соборе. Кроме оформительской работы Брягин не прекращал и реставрационной деятельности. Александром Ивановичем была сделана пробная расчистка декоративной настенной росписи в «судной избе» Экономского корпуса. Кроме своей основной деятельности сотрудники музея были задействованы на оборонных и хозяйственных работах (дежурство в госпиталях, заготовка дров и т.д.).

В 1944 году Брягин написал портрет Героя Советского Союза Г.Н. Преображенского, портреты Маршала Василевского, полковника Чухина, картину «Салют Родины». Активно участвовал в подготовке выставки древнерусской живописи 14-19 веков и выставки местных художников, открывшейся в начале сентября в Воскресенском соборе. По отчетам музея в 1944 году Брягиным было расчищено 10 икон и укреплено 36 икон. В августе того же года он был командирован в Тотьму за эвакуированными иконами, которые после разгрузки с баржи разместили в фондах. Многие из них пришлось укреплять. Кроме этого, Брягиным был подготовлен письменный материал по народному творчеству и художественным промыслам Вологодской области. В ноябре-декабре 1944 года после освобождения Кремля от военных складов Александр Иванович принимал активное участие в переноске памятников древнерусского искусства и произведений живописи в новые помещения, оборудованные под фонды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР А.И. Брягин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 годов».


21 декабря 1947 года Александр Иванович был избран депутатом в Вологодский городской Совет депутатов трудящихся.

25 февраля 1948 года Александр Иванович Брягин отмечал свое 60-летие и 35-летие творческой деятельности. Торжественное мероприятие прошло на базе Вологодской областной библиотеки. К юбилею А.И. Брягина был выпущен Каталог основных творческих работ мастера. Брягин был полон творческих планов.

25 июня 1948 года Александра Ивановича Брягина не стало. Он похоронен на Горбачевском кладбище (могила не сохранилась).

Александр Иванович Брягин – одна из самых значимых фигур в культуре Вологодского края, его имя навсегда будет вписано в историю Вологодского государственного музея-заповедника.

И. Н. Федышин



   

На главную страницу выставки

Брягин-художник



Краткая справочная информация
Независимая оценка качества
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PKOctober2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции