Вологодский музей / Виртуальные экскурсии и выставки / Изразцовое искусство Русского Севера / Печи
Печи

Представление о развитии изразцового искусства может дать не только коллекция музея, но и печи, сохранившиеся в архитектурных памятниках Вологды. Так в Доме-музее Петра I – находится реконструкция печи XVIII века. Сочетание в ней сине-белой росписи и рельефного орнамента позволяет говорить сочетании мастерами новых технологий с классическими устоявшимися способами изготовления изразца.

     
Печь Петра I
 
Печь в «Доме-музее Петра I» в Вологде.
Москва. XVIII век.
Реконструкция 1950-х годов.
Фото 2016 г.
Изразец стенной
 
Печь в «Доме-музее Петра I» в Вологде. Фрагмент.
Москва, XVIII век.
Фото 2016 г.


Центральный изразец, с рельефным изображением короны с ветвями, является повторением иллюстрации сборника «Символы и эмблемата».

     
Изразец стенной рельефный
 
Печь в «Доме-музее Петра I» в Вологде. Фрагмент.
Москва, XVIII век.
Фото 2016 г.
Изразец стенной
 
Иллюстрация из книги
«Символы и эмблемата».
Амстердам. 1705 г.
ВОКМ 26352/35.


Изразцовые печи являются неизменным украшением пяти залов в экспозициях Вологодского музея. Часть печей была реконструирована, и лишь одна с конца XIX века не подвергалась перестройкам. Печь находится в залах Иосифовского корпуса и представляет собой классический образец печи так называемого «барочного» типа: с двойным поясом балюстрады с большими и малыми колонками. Изразцы печи содержат изображение вазы с цветами – мотив, пользовавшийся большой популярностью и означающий, согласно сборнику «Символы и эмблемата», богатство и преумножение.

   
Зарисовка изразцовой печи
   
Печь в экспозиции отдела истории.
Москва. Третья четверть XVIII века.


В парадных залах Иосифовского корпуса внимание привлекают три печи, появившиеся здесь, по-видимому, в разное время. Первая датируется второй половиной XVIII века и представляет собой традиционный набор сюжетных изразцов, выполненных зеленой эмалью по белому фону.

     
Изразец стенной рельефный
 
Печь в Иосифовских залах Вологодского музея.
Реставрация 1996 г.
Москва. XVIII в.
Фото 2016 г.
Изразец стенной
 
Печь в Иосифовских залах Вологодского музея. Фрагмент.
Москва. XVIII в.
Фото 2016 г.


Вторая и третья печи находятся в двусветном зале: они значительно выше предыдущей и состоят из белых гладких изразцов, обрамленных рельефными изразцами.  Стилевая направленность и архитектура печей позволяет датировать их серединой XIX века.

     
Изразец стенной рельефный
 
Печь в парадном двусветном зале
Иосифовского корпуса.
Москва. Середина XIX века.
Изразец стенной
 
Изразец рельефный. Начало XX века.
Печь в парадном двусветном зале
Иосифовского корпуса.
Москва. Середина XIX века.


Следующая печь дошла до нас в виде отдельных изразцов. О ее форме, размере и вероятном местоположении мы можем судить по сохранившейся фотографии жилых покоев архиерея. Изразцы этой печи были обнаружены на сводах Крестовой церкви Вологодского музея в 1927 году. Очевидно, ее разобрали еще в конце XIX века при ремонте жилых помещений.

От остальных керамических облицовок изразцы этого печного набора отличаются тонким изящным рельефом и цветовой палитрой.

     
Изразец стенной рельефный
 
Печь в покоях архиерея
Вологодского Архиерейского двора.
Негатив. Стекло. 12 х 9 см.
НВ 5189/455.
Изразец стенной
 
Изразец рельефный полихромный профильный.
Найден на сводах Крестовой церкви (Архиерейский двор)
в 1927 году. Москва II половина XVIII века.
17 х 8,5 х 8 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 3022/240


     
Изразец стенной рельефный
 
Изразец стенной рельефный.
Входил в комплект печи, находившейся в покоях архиерея.
Реставрация 1989 г.
Москва. II половина XVIII века.
15,2 х 14,1 х 5,9  см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 3022/210
Изразец стенной
 
Изразец стенной рельефный.
Входил в комплект печи,
находившейся в покоях архиерея.
Реставрация 1989 г.
Москва. II половина XVIII века.
18,3 х 11,4 х 10,6  см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 3022/208


Изразцовые печи являлись неизменным атрибутом жизни горожан XIX века. Наиболее интересными памятниками изразцового искусства можно считать печи домов Волкова, Засецких и Витушечникова.
«Дом Волкова», располагающийся на улице Ленинградской д. 28 (бывшая Петербургская ул.), называется по фамилии последнего владельца – Николая Александровича Волкова – городского головы в 1893 – 1904 годы и в 1912 – 1917 годы. В настоящее время здание занимает Детская музыкальная школа №4. В парадной части дома находятся 4 изразцовые печи, датируемые I третью XIX века.

   
Зарисовка изразцовой печи
   
Дом Волкова.
Первая треть XIX века.


     
Изразец стенной рельефный
 
Печь в «Доме Волкова».
Москва. I треть XIX века.
Изразец стенной
 
Печь в «Доме Волкова».
Москва. I треть XIX века.


     
Изразец стенной рельефный
 
Печь в «Доме Волкова».
Москва. I треть XIX века.

Изразец стенной
 
Фрагмент печи
в «Доме Волкова».
Москва. I треть XIX века.


«Дом Засецких», находящийся на той же улице, что и «Дом Волкова», построен в 1790-е годы и значительно перестроен в  конце XIX века. Дом принадлежал старинному дворянскому роду Засецких. Алексей Александрович Засецкий (1717—1784 годы) — один из первых краеведов Вологды, владелец большой библиотеки и коллекции древностей, автор первой книги о Вологде. Печи, находящиеся в доме датируются концом XIX века.

   
Зарисовка изразцовой печи
   
Дом Засецкого.
1790-е годы, конец XIX века.


     
Изразец стенной рельефный
 
Печь в «Доме Засецких».
Москва. I половина XIX в.
Изразец стенной
 
Печь в «Доме Засецких».
Москва. I половина XIX в.
Фото 2016 г.


     
Изразец стенной рельефный
 
Печь в «Доме Засецких».
Москва. I половина XIX в.
Фото 2016 г.
Изразец стенной
 
Печь в «Доме Засецких».
Москва. I половина XIX в.
Фото 2016 г.


Дом купца Витушечникова на Набережной VI Армии 137 (бывшая Дмитриевская набережная) был построен в 1822 – 1823 годах. Этим же временем датируются и находящиеся в нем печи. Дом Витушечникова интересен еще и тем, что в 1824 году, во время своего пребывания в Вологде, в нем останавливался император Александр I.  За время существования дома здесь располагались различные службы: Губернская земская управа, библиотека. В настоящее время в здании размещена Центральная районная больница. 

   
Зарисовка изразцовой печи
   
Дом Витушечникова.
Негатив. НВ 5189/64.


     
Изразец стенной рельефный
 
Печь в «Доме Витушечникова».
Москва. Ок. 1822 – 1823 гг.
Фото 2017 г.
Изразец стенной
 
Фрагмент печи
в «Доме Витушечникова».
Москва. Ок. 1822 – 1823 гг.
Фото 2017 г.


     
Изразец стенной рельефный
 
Фрагмент печи в «Доме Витушечникова».
Москва. Ок. 1822 – 1823 гг.
Фото 2017 г.
Изразец стенной
 
Фрагмент печи в «Доме Витушечникова».
Москва. Ок. 1822 – 1823 гг.
Фото 2017 г.


Ценную информацию о печах, находившихся в зданиях Вологды и за ее пределами, но не сохранившихся до наших дней, дают обзоры памятников русского искусства, изданные в начале XX века.  Автором одного такого исследования  являлся Георгий Крескентьевич Лукомский. Вот, что он написал о печах в Скулябинской богадельне: «Старые печи плохо нагревают помещение. Требуется их перекладка. Возможна замена этих печей простыми гладкими или, что хуже всего, современными финляндского изготовления, т. н. терракотовыми печами. В таком случае, нельзя ли было бы поставить здесь печи лучшей конструкции, а эти, старинные, музейного значения, переправить в то место, где им надлежит быть». (Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. СПб., 1914 г. Репринт. с. 283.) К сожалению, к рекомендации Лукомского никто не прислушался: в коллекции музея оказался только один изразец из этого печного комплекта. Местонахождение других изразцов неизвестно.

   
Зарисовка изразцовой печи
   
Скулябинская богадельня.
1947 г. Негатив. НВ 5189/649.


     
Изразец стенной рельефный
 
Печь в Скулябинской богадельне.
Из книги Лукомского Г. К.
Вологда в ее старине. СПб., 1914 г.
Изразец стенной
 
Изразец стенной гладкий расписной.
Входил в комплект печи,
находившейся в Скулябинской богадельне.
Поступил в 1933 году.
Москва. Конец  XVIII века.
17 х 20,5 х 8 см.
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 3022/260


В 1921 году в свет вышла книга И.В. Евдокимова «Север в истории русского искусства». Являясь активным членом Общества изучения северного края, писатель и искусствовед Иван Васильевич Евдокимов своим обзором памятников искусства Северного края увековечил память об изразцовых печах, находившихся в сольвычегодском уездном городе Красноборске в Владимирской кладбищенской церкви и в доме Н.А.Тулубенского, а также в деревнях Сольвычегодского уезда – в домах П.И.Макеева и И.Д.Горяева.  Материалы, связанные с  этими печами были переданы в Вологодский музей в 1920 году.

   
Зарисовка изразцовой печи
   
Владимирская кладбищенская церковь
в г. Красноборске. Фото 1914 г.
Поступило в 1920 году из музея
общества изучения Северного края.
ВОКМ 29766.


   
Зарисовка изразцовой печи
   
Печь Владимирской кладбищенской церкви
г. Красноборска
(находилась с левой стороны от входа).
Фото 1914 г. Поступило в 1920 году
из музея общества изучения Северного края.
НВ 14169
Изразец стенной рельефный
 
Печь Владимирской кладбищенской церкви
г. Красноборска
(находилась с правой стороны от входа).
Фото 1914 г. Поступило в 1920 году
из музея общества изучения Северного края.
НВ 14193-1


       
Изразец стенной
 
Изразец стенной рельефный расписной.
Поступил из музея общества изучения
Северного края в 1920 г.
(из Владимирской кладбищенской церкви г. Красноборска)
Сольвычегодск (?). II половина XVIII века.
18 х 16,5 х 8,5 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9390/17
Изразец стенной рельефный
 
Изразцы из печи Владимирской кладбищенской церкви
г. Красноборска. Фото 1915 г.
Поступило в 1920 году из музея
общества изучения Северного края.
НВ 14193-3


     
Изразец стенной рельефный
 
Изразцы рельефные, полихромные, профильные. Поступили из музея общества изучения Северного края в 1920 г.
Сольвычегодск (?). II половина XVIII века.
14,3 х 3,4 х 6,2 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9390/21

Изразец стенной
 
Изразцы рельефные, полихромные, профильные. Поступили из музея общества изучения Северного края в 1920 г.
Сольвычегодск (?). II половина XVIII века.
11,6 х 2,4 х 7,9 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 9390/22



Обзор печей в архитектурных памятниках города замечательно резюмирует И.В.Евдокимов. Фраза, написанная в 1921 году, не теряет своей актуальности и по сей день: «Вне всякого сомнения, в Вологде найдется еще немало печей, может быть  даже интереснее описанных, но в том и особенность всегда интимного прикладного искусства, что оно действует в узких пределах только частного житья, радует глаза двух-трех человек и делается доступным исследователю и описателю по той или иной счастливой случайности».

   

Назад

Далее


Краткая справочная информация
Независимая оценка качества
Решаемвместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
PKOctober2024
QR
Ютуб
Культура.РФ
Онлайн-культура Вологодской области
Серебряное ожерелье
Гранты культуры
Сборник 2018
Цифровые профессии
Узнай свой статус здоровья
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Анкета посетителя
Гранты
Научно-практическая конференция 2018
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Хисторимэпс35
Департамент культуры и туризма Вологодской области
Сделано на Вологодчине
Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области
Противодействие коррупции