Представление о развитии изразцового искусства может дать не только коллекция музея, но и печи, сохранившиеся в архитектурных памятниках Вологды. Так в Доме-музее Петра I – находится реконструкция печи XVIII века. Сочетание в ней сине-белой росписи и рельефного орнамента позволяет говорить сочетании мастерами новых технологий с классическими устоявшимися способами изготовления изразца.
Москва. XVIII век. Реконструкция 1950-х годов. Фото 2016 г. | Москва, XVIII век. Фото 2016 г. |
Центральный изразец, с рельефным изображением короны с ветвями, является повторением иллюстрации сборника «Символы и эмблемата».
Москва, XVIII век. Фото 2016 г. | «Символы и эмблемата». Амстердам. 1705 г. ВОКМ 26352/35. |
Изразцовые печи являются неизменным украшением пяти залов в экспозициях Вологодского музея. Часть печей была реконструирована, и лишь одна с конца XIX века не подвергалась перестройкам. Печь находится в залах Иосифовского корпуса и представляет собой классический образец печи так называемого «барочного» типа: с двойным поясом балюстрады с большими и малыми колонками. Изразцы печи содержат изображение вазы с цветами – мотив, пользовавшийся большой популярностью и означающий, согласно сборнику «Символы и эмблемата», богатство и преумножение.
Москва. Третья четверть XVIII века. |
В парадных залах Иосифовского корпуса внимание привлекают три печи, появившиеся здесь, по-видимому, в разное время. Первая датируется второй половиной XVIII века и представляет собой традиционный набор сюжетных изразцов, выполненных зеленой эмалью по белому фону.
Реставрация 1996 г. Москва. XVIII в. Фото 2016 г. | Москва. XVIII в. Фото 2016 г. |
Вторая и третья печи находятся в двусветном зале: они значительно выше предыдущей и состоят из белых гладких изразцов, обрамленных рельефными изразцами. Стилевая направленность и архитектура печей позволяет датировать их серединой XIX века.
Иосифовского корпуса. Москва. Середина XIX века. | Печь в парадном двусветном зале Иосифовского корпуса. Москва. Середина XIX века. |
Следующая печь дошла до нас в виде отдельных изразцов. О ее форме, размере и вероятном местоположении мы можем судить по сохранившейся фотографии жилых покоев архиерея. Изразцы этой печи были обнаружены на сводах Крестовой церкви Вологодского музея в 1927 году. Очевидно, ее разобрали еще в конце XIX века при ремонте жилых помещений.
От остальных керамических облицовок изразцы этого печного набора отличаются тонким изящным рельефом и цветовой палитрой.
Вологодского Архиерейского двора. Негатив. Стекло. 12 х 9 см. НВ 5189/455. | Найден на сводах Крестовой церкви (Архиерейский двор) в 1927 году. Москва II половина XVIII века. 17 х 8,5 х 8 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 3022/240 |
Входил в комплект печи, находившейся в покоях архиерея. Реставрация 1989 г. Москва. II половина XVIII века. 15,2 х 14,1 х 5,9 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 3022/210 | Входил в комплект печи, находившейся в покоях архиерея. Реставрация 1989 г. Москва. II половина XVIII века. 18,3 х 11,4 х 10,6 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 3022/208 |
Изразцовые печи являлись неизменным атрибутом жизни горожан XIX века. Наиболее интересными памятниками изразцового искусства можно считать печи домов Волкова, Засецких и Витушечникова.
«Дом Волкова», располагающийся на улице Ленинградской д. 28 (бывшая Петербургская ул.), называется по фамилии последнего владельца – Николая Александровича Волкова – городского головы в 1893 – 1904 годы и в 1912 – 1917 годы. В настоящее время здание занимает Детская музыкальная школа №4. В парадной части дома находятся 4 изразцовые печи, датируемые I третью XIX века.
Первая треть XIX века. |
Москва. I треть XIX века. | Москва. I треть XIX века. |
Москва. I треть XIX века. | в «Доме Волкова». Москва. I треть XIX века. |
«Дом Засецких», находящийся на той же улице, что и «Дом Волкова», построен в 1790-е годы и значительно перестроен в конце XIX века. Дом принадлежал старинному дворянскому роду Засецких. Алексей Александрович Засецкий (1717—1784 годы) — один из первых краеведов Вологды, владелец большой библиотеки и коллекции древностей, автор первой книги о Вологде. Печи, находящиеся в доме датируются концом XIX века.
1790-е годы, конец XIX века. |
Москва. I половина XIX в. | Москва. I половина XIX в. Фото 2016 г. |
Москва. I половина XIX в. Фото 2016 г. | Москва. I половина XIX в. Фото 2016 г. |
Дом купца Витушечникова на Набережной VI Армии 137 (бывшая Дмитриевская набережная) был построен в 1822 – 1823 годах. Этим же временем датируются и находящиеся в нем печи. Дом Витушечникова интересен еще и тем, что в 1824 году, во время своего пребывания в Вологде, в нем останавливался император Александр I. За время существования дома здесь располагались различные службы: Губернская земская управа, библиотека. В настоящее время в здании размещена Центральная районная больница.
Негатив. НВ 5189/64. |
Москва. Ок. 1822 – 1823 гг. Фото 2017 г. | в «Доме Витушечникова». Москва. Ок. 1822 – 1823 гг. Фото 2017 г. |
Москва. Ок. 1822 – 1823 гг. Фото 2017 г. | Москва. Ок. 1822 – 1823 гг. Фото 2017 г. |
Ценную информацию о печах, находившихся в зданиях Вологды и за ее пределами, но не сохранившихся до наших дней, дают обзоры памятников русского искусства, изданные в начале XX века. Автором одного такого исследования являлся Георгий Крескентьевич Лукомский. Вот, что он написал о печах в Скулябинской богадельне: «Старые печи плохо нагревают помещение. Требуется их перекладка. Возможна замена этих печей простыми гладкими или, что хуже всего, современными финляндского изготовления, т. н. терракотовыми печами. В таком случае, нельзя ли было бы поставить здесь печи лучшей конструкции, а эти, старинные, музейного значения, переправить в то место, где им надлежит быть». (Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. СПб., 1914 г. Репринт. с. 283.) К сожалению, к рекомендации Лукомского никто не прислушался: в коллекции музея оказался только один изразец из этого печного комплекта. Местонахождение других изразцов неизвестно.
1947 г. Негатив. НВ 5189/649. |
Из книги Лукомского Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914 г. | Входил в комплект печи, находившейся в Скулябинской богадельне. Поступил в 1933 году. Москва. Конец XVIII века. 17 х 20,5 х 8 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 3022/260 |
В 1921 году в свет вышла книга И.В. Евдокимова «Север в истории русского искусства». Являясь активным членом Общества изучения северного края, писатель и искусствовед Иван Васильевич Евдокимов своим обзором памятников искусства Северного края увековечил память об изразцовых печах, находившихся в сольвычегодском уездном городе Красноборске в Владимирской кладбищенской церкви и в доме Н.А.Тулубенского, а также в деревнях Сольвычегодского уезда – в домах П.И.Макеева и И.Д.Горяева. Материалы, связанные с этими печами были переданы в Вологодский музей в 1920 году.
в г. Красноборске. Фото 1914 г. Поступило в 1920 году из музея общества изучения Северного края. ВОКМ 29766. |
г. Красноборска (находилась с левой стороны от входа). Фото 1914 г. Поступило в 1920 году из музея общества изучения Северного края. НВ 14169 | г. Красноборска (находилась с правой стороны от входа). Фото 1914 г. Поступило в 1920 году из музея общества изучения Северного края. НВ 14193-1 |
Поступил из музея общества изучения Северного края в 1920 г. (из Владимирской кладбищенской церкви г. Красноборска) Сольвычегодск (?). II половина XVIII века. 18 х 16,5 х 8,5 см Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9390/17 | г. Красноборска. Фото 1915 г. Поступило в 1920 году из музея общества изучения Северного края. НВ 14193-3 |
Сольвычегодск (?). II половина XVIII века. 14,3 х 3,4 х 6,2 см Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9390/21 | Сольвычегодск (?). II половина XVIII века. 11,6 х 2,4 х 7,9 см Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 9390/22 |
Обзор печей в архитектурных памятниках города замечательно резюмирует И.В.Евдокимов. Фраза, написанная в 1921 году, не теряет своей актуальности и по сей день: «Вне всякого сомнения, в Вологде найдется еще немало печей, может быть даже интереснее описанных, но в том и особенность всегда интимного прикладного искусства, что оно действует в узких пределах только частного житья, радует глаза двух-трех человек и делается доступным исследователю и описателю по той или иной счастливой случайности».