В коллекции изразцов Вологодского музея находятся комплекты керамической облицовки печей фабричного производства конца XIX – начала XX века. Чаще всего такие поступления были связаны со сносом старых домов в Вологде. Информация об источнике поступления, а также наличие сопроводительных документов, дает возможность более точной датировки, а в некоторых случаях помогает представить и внешний вид печи. Исключительно ценным является и тот факт, что в большинстве своем поступившие изразцы составляют печные комплекты.
В конце XIX – начале XX века практически повсеместным становится клеймение продукции. Это обстоятельство значительно упрощает атрибуцию и помогает с точностью установить место производства и значительно сузить временные рамки. Законодательные акты, регулирующие обязательность клеймения керамической продукции пытались ввести в практику еще со второй половины XVIII века, но по-настоящему повсеместной маркировка продукции становится только к концу XIX века.
Первым печным комплектом конца XIX века, поступившим в коллекцию музея, являются изразцы, из дома №21 по Советскому проспекту. В 1974 году в доме производился ремонт, и, в связи с заменой печного отопления центральным, печь была разобрана. Перед ее демонтажом была составлена зарисовка, которая помогла определить местонахождение каждого изразца, а также найти ее аналог и определить проектировщика.
находившейся на 2 этаже дома №»21 по Советскому проспекту (г. Вологда. 1974 г.) |
Изразцовая облицовка печи была изготовлена на Ракколаниокском гончарном заводе, основанном в 1877 году и располагавшемся недалеко от деревни Ховинмаа Вахвиальской волости близ Выборга. Производитель промаркировал комплект надписью RAKKOLANJOKI, вдавленной в тесто румпы. Ракколаниокский гончарный завод, наряду с финским заводом «Або» являлся одним из крупных производителей керамической печной облицовки. Печь, аналогичная данному комплекту, экспонируется в Инженерном доме Петропавловской крепости (Государственный музей истории Санкт-Петербурга). Она спроектирована Эдуардом Диппелем и происходит из доходного дома графини Е.А.Гендриковой, располагавшегося на ул Итальянской д. 31.
Начало XX века. Ракколаниокский гончарный завод. Ховинмаа, Финляндия. 36,2 х 26 х 5,3 см. Глина, эмаль; формовка, обжиг. ВОКМ 18048/33 | Ракколаниокский гончарный завод. Ховинмаа, Финляндия. 23,4 х 16,5 х 5,6 см. Глина, эмаль; формовка, обжиг ВОКМ 18048/10 |
рельефный профилированный. Начало XX века. Ракколаниокский гончарный завод. Ховинмаа, Финляндия. 30,9 х 26 х 8,7 см. Глина, эмаль; формовка, обжиг. ВОКМ 18048/2. | рельефный профилированный. Начало XX века. Ракколаниокский гончарный завод. Ховинмаа, Финляндия. 29,6 х 23,6 х 9,1 см. Глина, эмаль; формовка, обжиг. ВОКМ 18048/5 |
гончарного завода (Ховинмаа, Финляндия) на оборотной стороне изразца ВОКМ 18048/40 (г. Вологда. 1974 г.) |
из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Нач. XX в. Ракколаниокский гончарный завод. Ховинмаа, Финляндия. |
В 1987 году из фондов музея был взят на учет комплект изразцовой печи, произведенной в Финляндии в г. Або-Турку в начале XX века. Финский керамический завод, основанный в 1874 году, производит интерьерную керамику до сих пор и за время существования выработал собственный орнаментальный стиль, получивший название «абовский».
Печи завода «АБО» имели широкое распространение в России и встречаются в коллекциях многих музеев.
Изразцовый завод «АБО». Финляндия. МГОМЗ. Баранова С.И. Русский изразец. М. 2011 г. С.375. | Изразцовый завод «АБО». Финляндия. Находится в г. Выборг, ул. Крепостная, д. 35. Роденков А.И., Лихолат К.В. Изразцовые печи Выборга. СПб. 2013 г. |
г. Абу-Турку. Великое княжество Финляндское. Конец XIX - начало XX века. 44,7 х 34,9 х 5,2см. Глина, эмаль; формовка, обжиг. ВОКМ 28983/27. | на оборотной стороне изразца ВОКМ 28983/27. СПб. 2013 г. |
Наличие печных комплектов заводов, находящихся на значительном удалении от Вологды, объясняется широким «хождением» каталогов керамической продукции. В связи с развитием почтовых услуг, торговля при помощи каталогов стала очень популярна и способствовала росту потребительского спроса. Каталоги керамических заводов появились в конце XIX века и помимо условий продажи и доставки товара, содержали изображения печей. Присутствие шести печей польского производства в доме, стоявшем в Вологде на улице Мира (ранее Глинковская набережная), объясняется, очевидно, заказом по каталогу сразу нескольких печных комплектов. Дом был построен в начале XX века и принадлежал гласному городской думы, коллежскому асессору П. И. Катранову. Известно, что сам Катранов в нем не жил, а использовал здание для сдачи внаем.
(Глинковская набережная). Почтовая карточка. 1905 – 1917 гг. ВОКМ 14987/3 |
С октября 1905 г. дом снимала 2-я женская гимназия, в советское время здесь в разное время размещались школы №5, №10. С 1960 года в здании находилась школа №32, которая в 1970 году переехала в другое помещение, а дом был предназначен к сносу. Печи, находившиеся в доме, были разобраны и поступили в музейное собрание. 6 печей из дома Катранова были изготовлены на керамическом заводе г. Прушков (Царство Польское). На румпе изразцов находится клеймо и фигурная маркировка, обозначающая их принадлежность к определенному комплекту.
г. Прушкув (Царство Польское). Конец XIX – начало XX вв. Глина, эмаль; формовка, обжиг. 22 х 19,5 см. НВ 9316/9 | керамического завода в г. Прушкув (Царство Польское) на румпе изразца НВ 9316/9 СПб. 2013 г. |
г. Прушкув (Царство Польское). Конец XIX – начало XX вв. Глина, эмаль; формовка, обжиг. 19 х 19 см. НВ 9318/1 | керамического завода в г. Прушкув (Царство Польское) на румпе изразца НВ 9318/1 |
г. Прушкув (Царство Польское). Конец XIX – начало XX вв. Глина, эмаль; формовка, обжиг. 19 х 19 см. НВ 9319/66 | керамического завода в г. Прушкув (Царство Польское) на румпе изразца НВ 9319/66 |
Изразцы из этого поступления были использованы для реконструкции печи в филиале Вологодского музея «Мир забытых вещей», располагающегося на ул. Ленинградской, 6.
«Мир забытых вещей». Фото 2005 г. |
г. Прушкув (Царство Польское). Конец XIX – начало XX вв. Глина, эмаль; формовка, обжиг. 21,5 х 20 см. НВ 9320/50 | г. Прушкув (Царство Польское). Конец XIX – начало XX вв. Глина, эмаль; формовка, обжиг. В. – 36 см; ш. – 70 см. НВ 9325 |
Поскольку дом Катранова был двухэтажным, изразцовые комплекты облицовок не ограничивались шестью печами. К сожалению, от остальных печей в коллекцию музея попали только фрагменты. О том, как выглядела одна из таких печей, мы можем судить по находящейся в фондах музея фотографии, сделанной перед ее разбором. Печь была облицована белыми гладкими изразцами и имела богато орнаментированную каминную часть. Камин полностью сохранился и находится в коллекции музея. Он, вероятно, никогда не использовался по своему прямому назначению: в наших северных краях этот вид отопительного сооружения был малопригоден. Вполне возможно, что камин выполнял декоративную функцию и являлся эффектным оформлением нижней части печи.
в доме №38 по ул. Мира. Фото А. Клыкова. 1971 г. НВ 6128/3-1. | в доме №38 по ул. Мира. Фото А. Клыкова. 1971 г. НВ 6128/3-2 |
Благодаря наличию клейма, известен производитель этой печной облицовки – керамический завод Ричарда Блюменфельда, располагавшийся в городе Фельтон недалеко от Берлина. Завод был основан в 1871 году Германом Блюменфельдом и в 1890 году перешел в управление его сыну – Ричарду. Клеймо овальной формы с надписью по периметру: Richard Blumenfeld Velten b/ Berlin, позволяет датировать камин временем с 1890 по 1905 год.
в г. Фельтон (Германия) на румпе изразцового камина. |
Печных комплектов российского производства в коллекции музея немного. Этот факт, по-видимому, объясняется высокой стоимостью отечественной продукции и неполным ее клеймением. Известно, что фабричное изразцовое производство было налажено и в Вологодской губернии - в Грязовецком уезде на ст. Бакланка. Сведений об этом предприятии сохранилось крайне мало: по данным учетной документации Вологодского музея завод сгорел в 1920 году. В коллекции музея находятся четыре неглазурованных рельефных изразца промежуточного этапа производства, поступившие из Грязовецкого музея. На предметах отсутствует клеймо производителя, и его атрибуция стала возможна только благодаря записи в книге поступлений музея.
рельефный терракотовый. Передан из закрытого Грязовецкого музея в 1932 году. Грязовецкий уезд. Ст. Бакланка. Конец XIX– начало XX века. 47 х 28 х 6 см. ВОКМ 3022/257 | рельефный терракотовый. Передан из закрытого Грязовецкого музея в 1932 году. Грязовецкий уезд. Ст. Бакланка. Конец XIX – начало XX века. 22, х 24 х 6 см. ВОКМ 3022/258 |
рельефный терракотовый. Передан из закрытого Грязовецкого музея в 1932 году. Грязовецкий уезд. Ст. Бакланка. Конец XIX – начало XX века. 11 х 23,5 х 5 см. ВОКМ 3022/256 | угловой рельефный терракотовый. Грязовецкий уезд. Передан из закрытого Грязовецкого музея в 1932 году. Ст. Бакланка. Конец XIX – начало XX века. 22 х 15,3 х 10,5 см. ВОКМ 3022/259 |
Изразцы XIX – начала XX веков, являясь образцом массового производства, составляют интересную часть коллекции, демонстрирующую вкусовые пристрастия заказчиков и тенденции развития изразцового декора при использовании новых технологий.