В коллекции Вологодского музея-заповедника архитектурных изразцов немного. Этот факт объясняется недостаточностью оснований для такой атрибуции: во многих случаях не сохранилось истории поступлений изразцов, что затрудняет определение его функций. В то же время в Вологде и в Вологодской области находятся памятники, имеющие в своем декоре архитектурную керамику. В Вологде это Сретенская церковь, Успенская церковь (с придельной церковью преп. Сергия Радонежского) Горне-Успенского монастыря и Юго-Восточная башня Спасо-Прилуцкого монастыря. В Вологодской области керамический декор присутствует в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря, в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, в церкви Всемилостивого Спаса в городе Белозерске, а также в богатых по разнообразию архитектурного декора храмах Великого Устюга. Также известно, что терракотовые плиты служили украшением разрушенного в 1937 году Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного монастыря.
Особенностью архитектурной керамики, как правило, является более крупный орнамент, составляющий декоративные пояса на стенах здания. Иногда более крупные формы орнамента образовывались за счет комбинации нескольких изразцов в клеймо. Архитектурная керамика, в отличие от печной, легче датируется, так как время строительства зданий практически всегда совпадает со временем изготовления изразцов. Наиболее ранним керамическим декором следует считать терракотовые пояса на Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря и в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, датируемые концом XV века. Этот декор нельзя назвать изразцовым ввиду отсутствия румпы, но по своим технологическим и орнаментальным характеристикам он уже очень близок к изразцам.
Список памятников Вологодчины, имеющих в своем декоре изразцы, не претендует на полноту и постоянно уточняется.
Барельеф «Богоматерь с младенцем» поступил в 1940 году из Лазаревского храма Горбачевского кладбища. Возможно, керамическая икона находилась в арочном завершении каменных ворот, построенных в период с 1882 – 1887 гг.
Российская империя (?). Конец XIX века. 34 х 28 см. Глина белая, эмаль; формовка, обжиг. ВОКМ 9595 |
Успенский соборный храм Горне-Успенского женского монастыря в Вологде был построен в 1692 – 1699 гг. Очевидно, что декор колонок, расположенных между алтарными апсидами храма, появился если не в то же время, то немногим позднее. Орнамент изразцов схож с орнаментом святых ворот Иосифо-Волоколамского монастыря (1679 г.), изготовленных известными мастерами – Игнатом Максимовым и Степаном Ивановым. В 1880 году придельная церковь преп. Сергия Радонежского, трапезная и колокольня были перестроены. Временем этой поздней перестройки можно датировать декор, расположенный на вертикальных членениях храма преп. Сергия Радонежского. Он представляет собой четыре крестообразно поставленные прямоугольные плитки с изображением виноградных гроздьев и листьев.
Фрагменты керамического декора храма | Успенский храм Горне-Успенского монастыря | Фрагменты керамического декора храма |
Время постройки Сретенской церкви, расположенной на берегу реки Вологды – 1731 год. В ее декоре сохранились широкие пояса изразцов зеленого цвета с желто-белым растительным орнаментом в виде закрученного в спираль побега. Продолговатые плитки с рельефным узором, соединяясь друг с другом, составляют непрерывный рисунок. Изразцовый декор расположен под карнизом церкви, по всем углам и пилястрам, введен в основные части наличников окон храма.
Вид Сретенской церкви. 2005 год | Фрагменты изразцового декора Сретенской церкви | Фрагменты изразцового декора Сретенской церкви |
Изразцы с изображением животных, птиц, цветов находятся в декоре Юго-Восточной башни Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой. Строительство каменных стен и башен монастыря относится к 50-м годам XVII века. В это же время, очевидно, были изготовлены и изразцы. Они размещены в ширинках на значительной высоте под крышей башни и представляют собой пояс из отдельных плиток, расположенных в простенках между окнами. В поясе чередуются изразцы с изображением стилизованного растительного орнамента, льва, двуглавого орла и вазы с цветами.
Фрагменты изразцового декора Юго-Восточной башни Спасо-Прилуцкого монастыря | Юго-Восточная (Вологодская) башня Спасо-Прилуцкого монастыря. 2017 год | Фрагменты изразцового декора Юго-Восточной башни Спасо-Прилуцкого монастыря |
Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря был построен в 1481 году при удельном князе Андрее Меньшом и стал одним из первых каменных храмов на вологодской земле. Для его строительства были приглашены зодчие и каменщики из Ростова, епархии которого принадлежал монастырь. Фасады собора имели обильный декор — узорчатые пояса, украшавшие цоколь над подклетом, и верхние части стен, алтарных апсид и барабанов глав. Собор был разрушен в 1937 году, и о его керамическом декоре мы можем судить только по архивным фотографиям и сохранившимся фрагментам терракотовых плиток.
Орнамент стен Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного монастыря. Фото 1926 год. ВОКМ 29577/2 | Вид Спасо-Каменного монастыря. 2017 год | Вид Спасо-Каменного монастыря. Фото начала XX века. ВОКМ 17664/1 |
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря был построен в 1497 году ростовскими зодчими во главе с Прохором Ростовским. Мастера богато декорировали верх алтарных апсид и барабан главы широкими узорчатыми изразцовыми полосами, разместили терракотовые пояса на уровне основания закомар. Терракотовые плиты с изображением кринов и растительных побегов дополнены терракотовыми балясинами, располагающимися в нишах.
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря | Фрагменты керамического декора Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря | Орнамент стен Фрагменты керамического декора Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря |
Рождественский собор Ферапонтова монастыря был построен в 1490 году усилиями ростовского архиепископа Иоасафа, оставившего епископскую кафедру и вернувшегося игуменствовать в Ферапонтов монастырь. Здесь, как и в Кирилло-Белозерском монастыре, над строительством храма трудились ростовские зодчие. Декор этого храма включает расположенный у основания закомар двухрядный изразцовый пояс с терракотовыми балясинами между рядами. Западная и южная стена, оказавшиеся в результате перестроек во внутреннем помещении, орнаментированы чередующимися прямоугольными и квадратными плитками с изображением льва, заключенного в круг, и растения-крина.
Фрагмент терракотового пояса наружной стены собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря | Фрагменты терракотового пояса южной стены собора | Фрагменты терракотового пояса южной стены собора |
Церковь Всемилостивого Спаса в городе Белозерске построена в 1716 – 1723 гг. на месте деревянной церкви во имя Происхождения Честного и Животворящего креста Господня. В постройке храма отразились архитектурные предпочтения того времени – шатровая колокольня, кубический объем основного пространства храма, конусовидная крыша алтарной части, двойной ряд расположенных в шахматном порядке закомар, а также изразцовый декор наружных стен храма. Двойной изразцовый фриз расположен под закомарами храма и представляет собой повторяющиеся панно, составленные из четырех изразцов рельефного растительно-геометрического орнамента. Сверху и снизу фриз оформлен валиками.
Церковь Всемилостивого Спаса в Белозерске. Реставрация 2011 – 2012 гг. | Фрагмент изразцового фриза церкви Всемилостивого Спаса | Церковь Всемилостивого Спаса в Белозерске. Реставрация 2011 – 2012 гг. |
В коллекции Вологодского государственного музея-заповедника находится аналогичный изразец из четырехизразцового панно. Источник поступления его неизвестен.
Москва, XVIII век. Реставрация 1989 г. 23,7 х 20,8 х 2,4 см. Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29453/2 |
Город Великий Устюг в Вологодской области, являвшийся в XVII- XVIII веках крупным центром изразцового производства, обладает замечательными образцами архитектурной керамики. По статистическим данным, из имевшихся в Великом Устюге к концу XVIII века 26 храмов, 14 имели изразцовый декор. Почти все они сохранились до наших дней, и являются главными достопримечательностями города. Расположение изразцового декора на храмах традиционно: они находятся на фасаде здания, заполняя ширинки галереи и крыльцо, оформляют поясом барабаны глав, алтарные апсиды и оконные проемы. Ниже представлены наиболее интересные архитектурные памятники Великого Устюга, имеющие изразцовый декор.
Вознесенская церковь была построена в 1648 году и стала первым памятником, украшенным изразцовыми вставками. На четверике располагается изразцовый фриз, отдельные вставки расположены по всему фасаду храма, изразцовые наличники обрамляют проемы окон алтаря.
Фрагменты изразцового декора Вознесенской церкви | Вознесенская церковь в Великом Устюге | Фрагменты изразцового декора Вознесенской церкви |
Церковь Жен Мироносиц была построена 1714 – 1722 годы. Это время уже сложившихся строительных тенденций, предусматривающих введение изразцового декора в архитектуру церковных зданий. Изразцы расположены во фризе и на ширинках крыльца храма. Изразцовые вставки оформляют и верхнюю часть наличников окон.
в Великом Устюге |
Строительство каменного храма Симеона Столпника началось в 1725 году. После сильного пожара в 1765 году храм был перестроен. Отличительной его особенностью является декор из поливных изразцов в капителях пилястр.
церкви Симеона Столпника в Великом Устюге | церкви Симеона Столпника в Великом Устюге | в Великом Устюге |
Спасо-Преображенский храм был построен в 1689-1696 гг. Его отличает богатый изразцовый декор, располагающийся на центральном барабане, в закомарах, на фризе четверика и в ширинках между окнами южной и западной галерей. Изразцы составляют рамку киотов для икон в центральных закомарах и обрамляют оконные проемы алтаря.
храм в Великом Устюге | Спасо-Преображенского храма в Великом Устюге | Спасо-Преображенского храма в Великом Устюге |
Церковь Леонтия Ростовского в Великом Устюге строилась в два этапа. Первый этаж был построен в 1738–1741 годах, а верхний, увенчанный граненой ярусной главкой, – между 1754 и 1770 годами. Изразцы, декорирующие алтарные апсиды датируются I половиной XVIII века.
в Великом Устюге | Леонтия Ростовского в Великом Устюге |