Сроки проведения: с 06.12.2018 - 30.12.2018
Место проведения: {location}
Более 80 вологжан посетили лекцию «Два образа японской женщины» в художественном отделе музея-заповедника. Об исторических особенностях и современном положении гейш рассказывала Александра Баркова.
С 2012 года Александра Баркова является заведующей кафедрой культурологии московского Университета истории культур, где преподаёт мировую мифологию уже более двадцати лет. Её лекции можно услышать не только в студенческой аудитории: Александра Леонидовна выступает и публично, в том числе в передачах на телеканале «Культура». Её научные работы посвящены античной, славянской, скандинавской, кельтской, индийской, северокавказской мифологии и буддизму Тибета. Также среди множества трудов Александры Барковой особое место занимают статьи по субкультуре толкинистов.
Десять лет назад Александра Леонидовна начала коллекционировать предметы, связанные с культурой и искусством Японии: гравюры, живопись, веера, кукол, предметы прикладного искусства. Но главное место в её собрании заняли японские кимоно XVIII – XXI веков. Часть коллекции Александры Барковой можно увидеть в Вологодском музее-заповеднике на выставке «1000 и одно кимоно».
Основной темой разговора на вчерашней лекции стал образ гейши. Для многих слушателей стало открытием, что первыми гейшами были мужчины. Со временем этой деятельностью стали заниматься только женщины, и их дело к середине XIX века стало настоящим искусством, традиции которого сохранились и до сегодняшних дней.
Основная работа гейши заключалась в ведении банкетов и развлечении гостей, однако главным навыком такой женщины было умение говорить на любые темы и выслушивать. Это связано с особым положением в обществе жён японцев – они не выступали в качестве собеседника для своих мужей, а лишь обслуживали их и поддерживали хозяйство. Такое расслоение привело к появлению гейш. «Гейша высокого ранга должна быть настоящим психологом: она должна знать, когда клиента нужно развеселить танцами или песнями, когда поговорить с ним, а когда – тихо, как мышке, сидеть рядом и дать ему высказать все свои переживания», – прокомментировала Александра Баркова.
Особое место в разговоре было отведено Минэко Ивасаки – самой известной и высокооплачиваемой гейше Японии в XX веке. По истории её жизни писатель Артур Голден создал роман «Мемуары гейши», по которому был снят одноимённый фильм. Но Александра Леонидовна предупредила слушателей: «Если вы знаете о гейшах только по этому фильму, то смело забудьте всё, что там говорилось. "Мемуары гейши" не имеют никакого отношения к культуре и истории Японии». К слову, Минэко Ивасаки подавала в суд на писателя за клевету и выиграла дело.
По словам лектора, к началу XXI века гейш в Японии осталось очень мало: их количество сократилось до тысячи, а это в 80 раз меньше, чем в 1920-е годы. Но сегодня, пережив глубокий кризис, культура гейш постепенно возрождается.
Те, кто не смог попасть на лекцию Александры Барковой, могут услышать её выступление, касающееся коллекции, во время открытия выставки «1000 и одно кимоно», которая состоится 7 декабря в 16:00 в художественном отделе кремля. Вход свободный.
Вологодский музей-заповедник