Сроки проведения: с 25.06.2017 - 26.06.2018
Место проведения: {location}
23 и 24 июня историк моды и коллекционер кружева Нина Зуйкова принимала участие в заседаниях круглого стола на тему «Кружево: традиции и современность»
В самый первый день кружевница, известная также как ученица историка моды Александра Васильева, обозначила особый взгляд на кружево как на явление, существующее в наши дни. В своем выступлении на тему «Закат эпохи кружева начался с модерна» Нина Михайловна отметила: «Терминология – самый больной вопрос. Что называть кружевом? Я признаю только ручное плетение и ручное кружево, сшитое иглой. Машинное – не кружево, это трикотаж».
Эпоха модерна изменила облик женщины, в частности, гремевшие в то время войны и революции, ускорившие процесс женской эмансипации: «Кружево принадлежало аристократам. Но аристократия ушла, как и культура женского ношения одежды, как и культура женщины. Женщина теперь водит машину и разбирается в свечах больше, чем в кружевах». В связи с изменившейся ситуацией в мире и осложнившимся положением кружевниц, с трудом находящих места для демонстрации и продажи своих изделий, Нина Михайловна отметила: «Надо искать новый декоративный текстиль. Думаю, что это не будет называться кружевом. Кружевом должно остаться то, что было – не надо тянуть за собой ни имя, ни сколки. Этому надо поклониться и идти дальше. Останутся золотые руки, которые продолжат старинное кружево, – те, кто к этому привлечен и это любит. Так кружево не умрет». Взгляд специалиста, прежде всего, падает на историю кружева в прошлые века – когда оно было эксклюзивным, исключительно ручным и ценилось на вес золота.
Лекция Нины Михайловны «Кружево в костюме эпохи модерна» прошла в художественном отделе Вологодского Кремля – именно там сейчас показана коллекция кружевных платьев и аксессуаров из музейного фонда Александра Васильева. И эта коллекция стала замечательной иллюстрацией – слушатели смогли не только взглянуть на фото из архивов и газет, но и полюбоваться экспонатами эпохи модерна вживую.
Что же такое «эпоха модерна»? История моды особо выделяет конец XIX – начало XX века. В этот промежуток, продолжительностью около двадцати лет, выплеснулась особая роскошь. «Люди будто веселились и радовались перед концом света, и в моду вошли все стили», – говорит Нина Михайловна. Растение, которое едва раскрылось и тут же успело завянуть – символ, отображающий некое увядание природы в обозначенную эпоху.
«Модерн (в переводе «современный») – это очень беспокойная линия, которая постоянно прерывалась, извивалась и вела за собой архитектуру, декор внутри интерьера, а также костюм».
По мнению историка моды, кружево со всеми своими изгибами и переплетениями было создано именно для этой эпохи и подчеркивало ее идеи. «Все – и страсть, и любовь – бурлило и вскипало пеной кружева в эту эпоху».
Нина Михайловна отмечает, что в это время модные журналы советовали читательницам не выбрасывать старинные кружева из бабушкиных сундуков, а использовать их в создании новых изделий. В частности, на выставке в художественном отделе представлено подобное платье с кружевами, перешитое из наряда 1790-х годов.
Рассказ об эпохе модерна перемежался с экскурсом в более далекие эпохи. В разговоре о технике игольного кружева была упомянута такая его разновидность, как «ретичелла» – итальянское изобретение XV века, пользовавшееся спросом и в конце XIX века. Венецианские кружева и гипюры, которые распространялись вслед за ретичеллой, были представлены в двух ипостасях – более крупные и рельефные использовались в мужской одежде, а более легкие – в женской. Французское кружево XVI века «алансон» в эпоху модерна приравнивалось к бриллианту и передавалось по наследству. Популярностью пользовалось также фламандское кружево, особенно такие его разновидности, как «англетер», которое из-за запрета на ввоз фламандских изделий нелегально ввоозили в страну под видом английских, и «дюшес», в котором отдельные орнаменты соединялись друг с другом при помощи иглы. И еще одно кружево, распространенное в нарядах того времени – ирландское кружево, которое изначально родилось из венецианского.
«Эпоха модерна была многолика и неуловима, а всем вокруг все равно хотелось ее отразить», – подчеркивает Нина Михайловна. Именно кружеву, на ее взгляд, в наиболее полной мере удалось передать все всплески «бурного карнавала» рубежа веков. Кружевные наряды модных икон того времени, запечатленные на рисунках и фотоснимках, в наши дни потрясают воображение и напоминают об ушедшей эпохе, невольно вызывая ностальгию по невозвратимому прошлому.
Светлана Подофеденко