Икона «Святая Троица Ветхозаветная (Зырянская)» впервые за 20 лет покинула постоянную экспозицию древнерусского искусства
Икона «Святая Троица Ветхозаветная (Зырянская)» впервые  за 20 лет покинула постоянную экспозицию древнерусского искусства
Сроки проведения: с 30.06.2016 - 29.06.2017
Место проведения: {location}
Посетители художественного отдела Вологодского кремля отметили отсутствие памятника в экспозиции древнерусского искусства, это связано с реставрацией иконы

«Святая Троица Ветхозаветная» (Зырянская) тесно связана с историей Вологодского края. Икона происходит из Троицкой церкви погоста Вожема Яренского уезда Вологодской губернии (в настоящее время Архангельская область). Икона датирована концом XIV века – временем миссионерства «зырянского апостола» – святителя Стефана Пермского (не ранее 1379 г.).

Елена Виноградова, хранитель коллекции древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника отметила, что произведение имеет огромное историко-культурное значение: «Икона интересна для исследования, несмотря на то, что существующая легенда о написании образа самим Св. Стефаном во время его последней поездки в Москву (1395-1396 г.) представляется весьма сомнительной: в агиографической литературе не упоминается об иконописных трудах святого, да и сам процесс создания образа технологически сложен и занимает значительный промежуток времени. Более вероятной представляется версия о написании иконы мастером Великого Устюга – родного города святителя Стефана. Великий Устюг был ближайшим к зырянским землям художественным центром. Но подтверждений этому предположению нет, слишком мало икон дошло до нас от XIV века, поэтому стилистических и иконографических аналогов Троицы Зырянской пока не известно».

Икона «Святая Троица Ветхозаветная» получила широкую известность в конце XVIII века как произведение, представляющее огромный интерес не только для искусствоведов, но и для лингвистов: в нижней ее части записи библейского текста на зырянском языке – образец древней письменности, разработанной святилем для просвещения и христианской проповеди в зырянских землях. Вологодские архиереи обратили на нее внимание лишь с введением в научный оборот в 1790 г. С целью сохранения древнего памятника вологодский епископ Арсений, управлявший епархией с 1796 по 1802 год, перенес ее в кафедральный собор г. Вологды.

В собрание Вологодского музея икона передана по требованию государственных органов власти 4 июля 1928 года. Произведение нуждалось в срочной реставрации, изучении и особой охране. Она была выведена из аварийного состояния музейным реставратором А. И. Брягиным в 1930-х – 1940-х годах.

Окончательная реставрация выполнена в 1968-1973 гг. художником-реставратором Всероссийской центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей Е. М. Кристи. При выдаче из реставрационных мастерских была отмечена особая хрупкость ее основы – доски склеены, шпоночного крепления нет. Такое состояние сохранности произведения требовало особенно бережного обращения с ним и обеспечения стабильного микроклимата. С 1985 года икона находилась в экспозиции и ни разу не выдалась на экспонирование или реставрацию, все необходимые профилактические работы выполнялись реставраторами музея непосредственно в экспозиции, чтобы не изымать одну из древнейших икон собрания из привычного для нее микроклимата.

Для оценки сохранности древней иконы 28 апреля 2016 г. состоялся расширенный реставрационный совет Вологодского музея-заповедника и Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря. Решением совета стало следующее: произведение древнерусской живописи снимается  экспонирования для более глубокого изучения и выполнения консервационно-реставрационных работ по укреплению основы и левкаса с красочным слоем.

Специалисты комментируют: в связи с многочисленными обращениями любителей древнерусской живописи по поводу отсутствия в экспозиции одного из ключевых произведений, которое представляло собой важное звено в развитии вологодской иконописи, стоит сообщить, что повода для волнения нет. Противоаварийные работы на памятнике выполняются заведующим отделом реставрации музейных коллекций, реставратором темперной живописи первой категории Н. Н. Федышиным.

В музее уверены, что в ближайшее время икона займет свое достойное место в экспозиции художественного отдела Вологодского музея-заповедника, где уникальный памятник снова увидят посетители.

Запись на экскурсии
Фестиваль кружева
Эрмиты
Красные кони, жёлтые львы
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Право на судьбу
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Информация для граждан
Хисторимэпс35
Защита персональных данных
Документы
Противодействие коррупции
Оценка труда. Документы
Анкета получателя услуг учреждений культуры
Госуслуги