Икона «Святая Троица Ветхозаветная (Зырянская)» впервые за 20 лет покинула постоянную экспозицию древнерусского искусства
Икона «Святая Троица Ветхозаветная (Зырянская)» впервые  за 20 лет покинула постоянную экспозицию древнерусского искусства
Сроки проведения: с 30.06.2016 - 29.06.2017
Место проведения: {location}
Посетители художественного отдела Вологодского кремля отметили отсутствие памятника в экспозиции древнерусского искусства, это связано с реставрацией иконы

«Святая Троица Ветхозаветная» (Зырянская) тесно связана с историей Вологодского края. Икона происходит из Троицкой церкви погоста Вожема Яренского уезда Вологодской губернии (в настоящее время Архангельская область). Икона датирована концом XIV века – временем миссионерства «зырянского апостола» – святителя Стефана Пермского (не ранее 1379 г.).

Елена Виноградова, хранитель коллекции древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника отметила, что произведение имеет огромное историко-культурное значение: «Икона интересна для исследования, несмотря на то, что существующая легенда о написании образа самим Св. Стефаном во время его последней поездки в Москву (1395-1396 г.) представляется весьма сомнительной: в агиографической литературе не упоминается об иконописных трудах святого, да и сам процесс создания образа технологически сложен и занимает значительный промежуток времени. Более вероятной представляется версия о написании иконы мастером Великого Устюга – родного города святителя Стефана. Великий Устюг был ближайшим к зырянским землям художественным центром. Но подтверждений этому предположению нет, слишком мало икон дошло до нас от XIV века, поэтому стилистических и иконографических аналогов Троицы Зырянской пока не известно».

Икона «Святая Троица Ветхозаветная» получила широкую известность в конце XVIII века как произведение, представляющее огромный интерес не только для искусствоведов, но и для лингвистов: в нижней ее части записи библейского текста на зырянском языке – образец древней письменности, разработанной святилем для просвещения и христианской проповеди в зырянских землях. Вологодские архиереи обратили на нее внимание лишь с введением в научный оборот в 1790 г. С целью сохранения древнего памятника вологодский епископ Арсений, управлявший епархией с 1796 по 1802 год, перенес ее в кафедральный собор г. Вологды.

В собрание Вологодского музея икона передана по требованию государственных органов власти 4 июля 1928 года. Произведение нуждалось в срочной реставрации, изучении и особой охране. Она была выведена из аварийного состояния музейным реставратором А. И. Брягиным в 1930-х – 1940-х годах.

Окончательная реставрация выполнена в 1968-1973 гг. художником-реставратором Всероссийской центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей Е. М. Кристи. При выдаче из реставрационных мастерских была отмечена особая хрупкость ее основы – доски склеены, шпоночного крепления нет. Такое состояние сохранности произведения требовало особенно бережного обращения с ним и обеспечения стабильного микроклимата. С 1985 года икона находилась в экспозиции и ни разу не выдалась на экспонирование или реставрацию, все необходимые профилактические работы выполнялись реставраторами музея непосредственно в экспозиции, чтобы не изымать одну из древнейших икон собрания из привычного для нее микроклимата.

Для оценки сохранности древней иконы 28 апреля 2016 г. состоялся расширенный реставрационный совет Вологодского музея-заповедника и Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря. Решением совета стало следующее: произведение древнерусской живописи снимается  экспонирования для более глубокого изучения и выполнения консервационно-реставрационных работ по укреплению основы и левкаса с красочным слоем.

Специалисты комментируют: в связи с многочисленными обращениями любителей древнерусской живописи по поводу отсутствия в экспозиции одного из ключевых произведений, которое представляло собой важное звено в развитии вологодской иконописи, стоит сообщить, что повода для волнения нет. Противоаварийные работы на памятнике выполняются заведующим отделом реставрации музейных коллекций, реставратором темперной живописи первой категории Н. Н. Федышиным.

В музее уверены, что в ближайшее время икона займет свое достойное место в экспозиции художественного отдела Вологодского музея-заповедника, где уникальный памятник снова увидят посетители.

Запись на экскурсии
Школьный абонемент
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Право на судьбу
Форум Санкт-Петербург
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Культура.РФ
Хисторимэпс35
Госуслуги