Проекты / Ваш гид по истории Вологды
Летом 2013 года Вологодский государственный музей-заповедник и компания «ТЕЛЕ-2» в рамках совместного проекта «Ваш гид по истории Вологды» разместили на остановках городского общественного транспорта сменявшие друг друга небольшие тексты по истории Вологды. Проекты баннеров получили одобрение Администрации города Вологды.
Тексты составил генеральный директор музея Александр Валерьевич Суворов, были использованы иллюстрации из хорошо известной краеведам книги «Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города» (Вологда, «Древности Севера», 2004).
Рядом с текстами и логотипами партнёров проекта на остановках были размещены QR-коды – графически зашифрованные ссылки на эту страницу сайта, читаемые с помощью фотокамеры и специальной программы в мобильном телефоне или планшетном компьютере. Сфотографировав код и перейдя по ссылке на сайт Вологодского государственного музея-заповедника, заинтересовавшиеся технически вооружённые вологжане получили возможность тут же познакомиться и с другими статьями серии. Этот проект стал одним из первых примеров широкого использования технологии QR-кодов в Вологде.


КОГДА БЫЛ ОСНОВАН ГОРОД ВОЛОГДА? ТРИ ВЕРСИИ
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. Вологжанин скажет: «В 2007 году мы праздновали 860 лет со дня основания города. ВОЛОГДА БЫЛА ОСНОВАНА В 1147 ГОДУ монахом Герасимом. Об этом можно прочитать в любой книге! Спросите лучше у историка, если хотите узнать об этом больше».
Историк скажет: «Да, большинство людей считает, что Вологда основана 866 лет назад, в середине XII века». Это мнение опирается на краткое сообщение «Сказания о чудесах Герасима Вологодского», которое в переводе на современный язык звучит так: «В году 6655 от сотворения мира (1147 от Рождества Христова), 19 августа, в день памяти святого Андрея Стратилата, пришел из охраняемого богом города Киева монах Глушицкого монастыря отец Герасим к реке Вологде. Это было ещё до основания города Вологды, среди великих лесов. На небольшом расстоянии от реки Вологды, у Ленивой площадки, он основал монастырь во имя Святой Троицы. Недалеко от этого места сейчас расположен малый торг у церкви Воскресения».
Герасим Вологодский.
Икона 1947 года
Эту версию, продолжает историк, ввёл в научный оборот первый вологодский историк Алексей Засецкий ещё в 1777 году. За прошедшие 220 лет эта версия повторена во множестве книг. Почти все считают 1147 год датой основания города. Но сегодня среди специалистов-историков многие не признают сообщение из «Сказания о чудесах Герасима» за истину. Они напоминают – «Сказание» было написано неким Фомой приблизительно в 1666 году. Откуда мог его автор узнать о том, что происходило пятьсот лет назад? Действительно, до наших дней не сохранилось ни одной более ранней записи о Вологде, которой мог воспользоваться и автор «Сказания», живший в Вологде. Была ли такая запись? Может быть, Фома просто воспользовался известной датой основания Москвы и захотел поместить основание монастыря в 1147 год? Наконец, в «Сказании» идёт речь об основании монастыря, а не Вологды.
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. Историк скажет, что впервые мы находим упоминание о Вологде в документе, датированном 1264 годом. В этом документе, разграничивающем территории, принадлежащие Великому Новгороду и тверскому великому князю Ярославу Ярославовичу, Вологда находится в перечне подвластных Новгороду волостей. Если о времени основания города специальных записей пока не найдено, значит, отсчёт истории города нужно вести от даты первого его упоминания, с 1264 года. Итак, ВОЛОГДЕ ОКОЛО 750 ЛЕТ.
ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ. Говорит археолог: если между историками нет согласия, можно попробовать решить вопрос с помощью результатов археологических исследований. К сожалению, археологи изучили ещё лишь ничтожно малую часть территории города. Но уже сейчас можно сказать, что на территории около Ленивой площадки, которая считается местом древнего города, городская жизнь началась не ранее XIII века. Не найдены остатки построек и вещи более раннего времени и в других частях города. Раскопки в Вологде продолжаются и могут дать новые результаты. Но вряд ли будет найден город XII века, поскольку вокруг Вологды не найдены и сельские поселения этого времени. Наверно, нужно присоединиться к мнению историка и сказать о том, что ВОЛОГДА СУЩЕСТВУЕТ С XIII ВЕКА. Точнее сегодня сказать нельзя.

Герб Вологды
Первые сведения о вологодском гербе мы можем найти лишь в XVIII веке. 3 марта 1730 года императрицей Анной Иоанновной были утверждены изображения знамён полков регулярной армии, получивших названия по областям России. На знамени помещался рисунок герба города. Для некоторых знамён (в том числе Вологодского полка) герб был создан впервые и стал использоваться в дальнейшем и для геральдических целей. Именно этот герб утвердила для Вологды 2 октября 1780 года императрица Екатерина II: «на красном фоне золотая рука, выступающая из серебряного облака, держащая золотую державу и серебряный меч». Согласно геральдическим представлениям, и красный фон, и рука с мечом означают храбрость и мужество; держава – один из символов верховной государственной власти; золото символизирует богатство и справедливость. В 1850-х годах согласно утверждённым правилам было установлено обрамление герба – александровская лента с двумя золотыми колосьями, увенчивала щит золотая корона в виде башни с тремя зубцами.
Герб города Вологды, утвержденный
Советом самоуправления города
Вологды (Городской думой)
7 июля 1994 года
В советское время старый герб, изображающий один из атрибутов свергнутой власти, был отменён. Город полстолетия обходился без собственного символа. Лишь 31 мая 1967 года исполнительный комитет Вологодского городского Совета народных депутатов утвердил новый герб. Он представлял собой щит, разделённый пополам горизонтальной белой кружевной лентой; нижняя половина щита – зелёного, а верхняя – голубого цвета. В центре щита помещена фигура лося, в нижнем правом углу – силуэт ели, а в левом верхнем углу – плывущая под парусом ладья и дата «1147». Этот герб Вологды использовался почти четверть века.
В процессе распада СССР и становления независимой России произошёл всплеск интереса к истории города. 11 апреля 1991 года постановлением президиума городского совета народных депутатов Вологде был возвращён старый герб.
После прекращения деятельности Советов в конце 1993 года были сформированы новые органы местного самоуправления. Уже через полгода, 7 июля 1994 года, Городская дума (Совет самоуправления г. Вологды) утвердила новую редакцию герба, незначительно переработанного в соответствии с правилами геральдики (в частности, щит был увенчан короной-башней). Сегодня у Вологды сразу два герба: 5 июня 1997 года в дополнение к описанному гербу города было решено создать ещё и большой парадный герб для употребления в особенно торжественных случаях. Парадный герб города был создан впервые, он имеет довольно сложную композицию. В центре его помещён щит с гербом города, увенчанный короной в виде башни с пятью зубцами. Щит держат два вооружённых мечами юноши в белых одеждах, стоящих на зелёном холме. Эти юноши – те самые «белоризцы», защитники города, о которых рассказывает старинная легенда. Опоясывает холм лента ордена Октябрьской Революции, которым Вологда награждена в 1982 году.

Вологда в XIII – XV веках
Едва появившись, Вологда стала местом столкновения интересов двух крупнейших соперничающих центров Руси – Великого Новгорода и великих князей, сначала из Твери, а затем из Москвы. Короткие сообщения летописей этого времени похожи на новости с фронта боевых действий. Вологду завоёвывал то князь, то Новгород. Она переходила из рук в руки, много раз была разграблена, горела от пожаров и отстраивала крепость заново. Всё чаще великий князь одерживал победу, и влияние Новгорода на Вологду ослабевало:
1273 год: Великий князь Святослав стал завоёвывать земли Новгорода – Волок и Вологду. С большой добычей и пленными возвратился Князь в Тверь.
1393 год: Великий князь Василий Дмитриевич захватывает Вологду.
1397 год: второй поход Василия Дмитриевича, снова взята Вологда у Новгорода.
Постройки Спасо-Каменного монастыря на
Каменном острове Кубенского озера. Справа-
Спасо-Преображенский собор, возведенный на
средства вологодского князя Андрея Меньшого
в 1481 году. Фотография начала XX века
Вологда с начала XV века стала частью московских земель, и теперь уже Новгород, безуспешно пытаясь восстановить власть, несколько раз атаковал Вологду. Это было в 1398, 1401, 1408 годах.
В 1446 году после многолетней борьбы галичский князь Дмитрий Шемяка захватил власть великого князя. Для этого ему пришлось вести настоящую войну с великим князем Василием. Войска Василия были разбиты, а сам он взят в плен. Убить Василия, как своего родственника и князя по рождению, Шемяка не мог. Тогда он ослепил Василия и лишил его власти. Побеждённый Василий, получивший прозвище Тёмного (то есть «слепого»), был отправлен в далекий Вологодский край: 15 сентября 1446 года Шемяка объявил Вологду небольшим княжеством, созданным специально для побеждённого Василия. Василий был вынужден поклясться в верности Шемяке, поцеловав, согласно православному обычаю, крест. Василий стал вологодским князем – первым в истории города. Влияние Василия стало восстанавливаться, он нашёл сторонников и решил вернуть себе верховную власть. Но как быть с клятвой на кресте? Василий едет в Кириллов монастырь и просит монахов и его настоятеля Трифона снять с него клятву. Разрешение было получено, и Василий выступил против Шемяки. Борьба шла почти пять лет, в это время в 1450 году войска Шемяки атакуют Вологду (возможно, именно об этом событии повествует предание о белоризцах). Василий Тёмный победил и вернул себе власть великого князя. После смерти Василия согласно завещанию Вологодское княжество вместе с соседним Кубенским досталось его пятому сыну – Андрею Меньшему («младшему»). Андрей был вологодским князем около 20 лет и прославился в 1481 году постройкой самого первого на Русском Севере каменного храма – Преображенского собора Спасо-Каменного монастыря на маленьком островке посреди Кубенского озера. После смерти Андрея Меньшого 5 июля 1481 года Вологодское княжество перешло к его старшему брату – великому князю Ивану III. Так Вологодское княжество, существовавшее при двух своих князьях лишь 35 лет, снова стало только одной из областей огромной Московской Руси.

Предание о белоризцах
Вологда в середине XV века пострадала от многолетнего раздора в роду великих князей, боровшихся за власть. Штурмы и разграбления города случались в 1434 и 1450 годах. С одним из этих страшных событий, как полагают, связано предание, повторявшееся народом в разных вариантах более 400 лет. Вот как его можно изложить на современном русском языке: «Однажды в зимнее время неожиданно пришло к Вологде большое войско и к ночи окружило крепость. Вёл войско князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. В городе не было ни воевод, ни воинов. Стены города были слабы, мало было людей для обороны от врага. Горожане в страхе ожидали наступления утра. Трое жителей города этой ночью видели одинаковый сон – осветился весь город ночью, когда подошёл к нему со стороны Спасо-Прилуцкого монастыря святой покровитель Вологды Димитрий Прилуцкий. От кладбища, на котором хоронят умерших без покаяния (странников, погибших насильственной смертью), подошли к нему два человека в белых светящихся одеждах («ризах»). Димитрий и белоризцы помолились о спасении города от гибели и стали укреплять брёвнами все четыре городские стены.
Дмитрий Прилуцкий и белоризцы
укрепляют стены вологодской
крепости.  Фрагмент иконы "Чудо
о белоризцах",  написанной в
Вологде в ноябре 1861 года
Интересно, что на самом деле правда восторжествовала лишь в народной памяти – в документах нет сведений о победе вологжан над Дмитрием Шемякой... В наиболее популярных вариантах предания белоризцы предстают неизвестными отважными воинами, помогающими вологжанам и погибающими в бою; их тела после битвы горожане с честью хоронят в урочище Поляна. На месте кладбища умерших без покаяния, откуда, по преданию, и появились той роковой ночью белоризцы, вологжане построили небольшую часовню и ежегодно в Семик отмечали память погребённых здесь спасителей города. Первые сведения о часовне относятся к 1842 году. Первоначально она была деревянной и в конце XIX века сгорела. В 1911 году была выстроена каменная часовня. Инициатива её создания принадлежала руководству местного отделения «Союза русского народа» и, в частности, жене земского начальника А. И. Карауловой. Освящение часовни было совершено 26 мая 1911 года. Сохранилось здание этой часовни – небольшая каменная почти квадратная в плане постройка под четырёхскатной крышей. Ранее, видимо, часовня была увенчана крестом. Урочище Поляна находится непосредственно к северо-востоку от кольцевой развязки виадука через железнодорожные пути, в районе улиц Бурмагиных и Завражской.
Легенда о белоризцах продолжает существовать и в наши дни: она отразилась в парадном гербе города Вологды, созданном в 1997 году. В его центре помещён щит с гербом города, увенчанный короной в виде башни с пятью зубцами. Щит держат два вооружённых мечами юноши в белых одеждах, стоящих на зелёном холме.

Вологда XVI века
Вологодская земля, давно подчинённая Москве, стала населённым краем с развитой экономикой и высокой политической стабильностью. Вологда, удалённая от внешнего врага, всё же имела деревянные оборонительные сооружения, способные при случае противостоять и внутреннему врагу. Доверие московских правителей Вологде выражалось в том, что казна государства российского и сокровища московских кремлёвских соборов неоднократно хранились в ней в военные годы при великих князьях и царях Василии Тёмном, Иване III и при других правителях – вплоть до нашествия Наполеона в 1812 году.
Иван IV отправляет Осипа Непею
в Англию. Миниатюра
Никоновской летописи. XVI век
Выгодное географическое положение Вологды у начала водного пути к Белому морю сделало заграничную торговлю важнейшим источником доходов. Москва и Вологда в это время уже были связаны надёжной сухопутной дорогой. Сотни речных судов ежегодно отправлялись и приходили в Вологду: вниз они шли по течению, а вверх поднимались с помощью бурлаков и под парусами. Судно находилось в пути между Вологдой и морем несколько недель. Тысячи людей оказались заняты перевозкой грузов по суше и по рекам – работали извозчиками, грузчиками, бурлаками, лоцманами. Выросли поселения ямщиков и ремесленников, изготовлявших всё необходимое для перевозок и торговли: деревянные детали судов, канаты, железные изделия, упряжь... Вологда соперничала по количеству жилых дворов, складов, магазинов и пристаней с крупнейшими городами России, уступая только Москве и Ярославлю. Лён, пенька, воск, меха, кожи и сало были самыми популярными товарами, вывозимыми в Европу. В Россию через Вологду поступали высококачественные европейские металлы и металлические изделия, оружие, дорогие галантерейные товары, вина.
В Вологде звучала не только русская, но и иноязычная речь. Иностранные купцы из Англии, позже Германии и Голландии селились в Вологде целыми семьями, образовав на Нижнем посаде свою «Немецкую слободу». Англичане даже организовали в Вологде и Холмогорах производство канатов, качество которых ценили очень высоко. Исключительно выгодное положение города и рост доходов вызвали интерес к Вологде царя Ивана Грозного. Его преобразованиям в Вологде посвящён отдельный рассказ.

Иван Грозный и Вологда
Иван Грозный в годы борьбы за единоличное правление государством выделил из русских земель несколько самых богатых в свое личное управление – в «опричнину». Вологда была в их числе, и Иван не раз бывал в городе на протяжении трёх лет. В то время, когда его власть была особенно слаба, он приказал даже построить личный флот речных судов для возможного бегства в Англию. Царь решил укрепить Вологду, имевшую важное значение в торговле с Европой и являющуюся центром богатых земель. Вот как описывал эти события первый вологодский историк Засецкий: «В году 1566 в Вологде, по приказу пребывавшего в городе Царя и Великого князя Ивана Васильевича, заложена была каменная крепость. Привезены были по реке материалы для стройки – дубовые
Царь и великий князь Иван
Васильевич. Немецкая гравюра
XVI века
брёвна, белый камень, кирпич, известь. По воле царской заложена была крепость (в 1567 году) в месяце апреле в 28 день, на память святых апостолов Иассона (Насона) и Сосипатра. Народ говорит, будто и назван был новый город-крепость во имя святого апостола Насоном».
В другом предании, записанном в XVIII веке, говорится: «Иван Грозный хотел сделать Вологду столицей. Потому-то он и начал строительство крепости, равной московскому Кремлю. В ней для своего величества повелел он выстроить дворец из дубовых брёвен. А посреди крепости он повелел строить собор по образцу Успенского московского, чтобы ничем не уступить Москве. Когда строился собор, царь не забывал сам в него ходить. Он надзирал за рабочими, чтоб клали в стены лучший красный кирпич и лучшую белую известь. На ночь он велел закрывать тканью отстроенные днём стены, чтобы они крепче были и не трескались потом».
Достоверных сведений о пребывании царя в Вологде немного. Известно, что он несколько раз бывал в городе в 1565–1567, 1569–1571 годах, отдавал приказания строителям, вёл переговоры с английскими дипломатами. Полагают, что деревянный дворец царя находился в районе церкви Покрова на Торгу, деревянная предшественница которой называлась «что у государя на сенях». Планировка города была радикально изменена: началось строительство каменного кремля, окружённого циклопическими рвами. Для того чтобы наполнить их водой, было изменено течение речки Содемы (Золотухи), из реки Шограш был прорыт протяжённый канал.
Но в 1571 году строительство каменной крепости и собора  было приостановлено. Затем оно тянулось ещё долгие годы. В результате крепость с двадцатью восемью башнями имела только одну полностью каменную стену из четырёх (причём возведённую не на полную высоту) и ещё две башни в другой части крепости, остальные были позже достроены из дерева. Народ так объяснял изменение отношения царя к Вологде: «Некоторые же говорят, что однажды государь зашёл внутрь собора, от свода отвалился кирпич и попал царю в голову. Иван Грозный приказал разрушить собор и тотчас уехал из города, остановив строительство». Если того самого злополучного кирпича и не существовало, то его стоило придумать! Действительно, даже строительство главного храма было закончено лишь через 18 лет: Софийский собор был освящён лишь в 1587 году, на третий год после смерти Ивана Грозного.

Вологодский кремль

Словом «город» в русском языке изначально обозначалось укрепление – «огороженное» место. Именно наличие крепости отличало городское поселение от сельского. В Вологде была не одна крепость, и даже не на одном и том же месте.
Была ли крепость в первые два столетия истории Вологды, и где она располагалась – неизвестно. Древнейшая из известных крепостей находилась в районе памятника 800-летию города. Её расположение здесь, на Вологодском городище в местности Гора, отмечено документами XV и первой половины XVI века. Тут деревянные крепостные сооружения возводились несколько раз, заменяя сгоревшие или обветшавшие прежние укрепления. В летописях о таких событиях сказано очень кратко: «город Вологду срубили». Крепость занимала небольшое возвышение, окружённое с трёх сторон долиной Хрулёва ручья и берегом реки Вологды. Внутри неё располагался главный храм Вологды – собор Воскресения Христова. Около него находился архиерейский двор – резиденция епископов Великопермской и Вологодской епархии, центр которой первоначально находился в далёком городке Усть-Вымь, недалеко от современного Сыктывкара. Ни одна из построек этого времени (а все они были деревянными) не сохранилась до наших дней, но их остатки можно изучать при археологических раскопках.
Схематический план Вологодской
крепости в XVII веке
(по реконструкции Н.В. Фалина)
Неожиданный поворот в истории Вологды связан с именем Ивана Грозного. После установления единственного тогда пути в Европу по впадающим в Белое море рекам он решил создать в Вологде мощную крепость. Для неё было выбрано новое место на правом берегу Вологды между современными улицами Мира, Октябрьской и Ленинградской. Строительство кремля и собора в нём активно велось в 1568–1570 годах, а потом замедлилось и тянулось долгие годы. В результате крепость с двадцатью тремя башнями получила только одну каменную стену из четырёх, причём возведенную не более чем на половину высоты, а достроенные позже части стен и башни сооружались из дерева. В ходе беспрецедентных для России того времени работ были сооружены три грандиозных рва, окружавших кремль. Для наполнения их водой было изменено русло реки Содемы (названной в нижнем течении Золотухой) и прорыт канал Копанка, подводивший воду из другого притока Вологды – Шограша. Канал, тянувшийся по трассе улицы Копанка, в 1960-е годы засыпали.
Собор, построенный при Иване IV.
Открытка 1900-х годов.
Спб.: Фототипия и типография
А.Ф. Дресслера
Такая же участь в XIX–XX веках постигла и крепостные рвы: от них сохранилась лишь река Золотуха и пруды в парке ВРЗ. Кремль Ивана Грозного просуществовал несколько более столетия, а в XVIII–XIX веках был постепенно полностью разобран на кирпич и камень. По трассе рвов были устроены бульвары.
В XVII–XIX веках внутри грозненского кремля возле Софийского собора сформировался ансамбль архиерейского двора, получивший известность как Вологодский кремль. В 1670-е годы здесь была выстроена настоящая крепость с бойницами в стенах и башнях. Каменные здания, выдержанные в стилях от древнерусского до елизаветинского барокко, образуют внутри квадрата крепостных стен живописный ансамбль. С 1923 года здесь располагается музей, который (вместе с несколькими филиалами) ежегодно принимает 250 тысяч посетителей.

Вологда и Петербург (XVIII век)

В начале XVIII века вологжанам запомнились посещения молодого царя Петра, путешествовавшего по рекам и озёрам Северной России в поисках места для строительства флота. Пётр Алексеевич, ставший первым российским императором, бывал в городе пять раз – больше, чем любой другой из государей. Впервые юный царь посетил город весной 1692 года по пути на Кубенское озеро, когда присматривал место для плавания кораблей потешного флота. Следующие визиты были связаны с царскими поездками в Архангельск и в Карелию. Пётр I с супругой Екатериной Алексеевной в марте 1724 года
Чугунная доска с гербом и датой
"1704", находящаяся над
входной дверью дома Гутманов
останавливался в Вологде в доме купца Гутмана. В 1885 году в нем был открыт первый в губернии музей. Вологжане ныне называют его Петровским домиком.
Пётр был известен своими волевыми решениями – такими, как указ 1701 года о сборе по всей России десятой части церковных колоколов для переплавки на пушки, остро необходимые войску и флоту. Со многих колоколен России тогда были сняты колокола, а с огромной вологодской соборной – ни одного. Народ по-своему объяснил этот факт: будто бы царю понравился красивый звон соборной колокольни, а когда звонарь по просьбе Петра сыграл «камаринского», разрешил не снимать колокола. Между тем в действительности дело происходило по-иному: архиепископ Вологодский и Белозерский Гавриил, напротив, «перевыполнил план», отправив в Москву не только необходимое количество металла в виде треснувших колоколов и красной меди для котлов, но и дополнительно сдал 200 пудов (3200 кг) цветного металла! Взамен металлолома из Москвы были присланы два отличных колокола точно такого же веса, в том числе колокол «Большая Лебедь». Он отлит Иваном Фёдоровичем Моториным, автором самого большого в мире «Царь-колокола» Московского Кремля.
С появлением Петербурга – нового «окна в Европу» – пришёл конец прибыльной заграничной торговле Вологды: Император Пётр I своими указами разрешил иностранцам торговать с Россией только через Петербург! Вологжане приняли активное участие в строительстве новой столицы России и российского флота. По царским указам сотнями переселялись в Санкт-Петербург рабочие и мастера всех мыслимых специальностей – плотники, каменщики, кузнецы, изготовители канатов, извозчики и просто чернорабочие... Именно мастера-вологжане вытесали из гранита колонны и ступени знаменитого Казанского собора и каменную колоннаду Биржи на Васильевском острове. Правда, массовые подневольные переселения и высокие налоги лишили провинцию множества мастеров, обескровили её. Результаты не замедлили проявиться: вскоре даже вологодскому архиепископу на протяжении нескольких лет не удавалось заделать трещину в шатре повреждённой молнией соборной колокольни: то недоставало средств, то не было мастеров. Для того чтобы на невских берегах в течение нескольких лет выросла новая столица, императорским указом было на многие годы запрещено всякое каменное строительство во всей провинциальной России. Поэтому и Вологда не может похвастаться каменными постройками первой половины XVIII века.

Вологда губернская (XVIII–XIX века)

На рубеже 1770-х – 1780-х годов в жизни Вологды наметились большие перемены. 30 июня 1780 года учреждено Вологодское наместничество, территория которого включавшего в свои пределы вологодские, архангельские и великоустюжские земли, простирающейся почти до Уральских гор на востоке и Белого моря на севере. Благодаря Екатерине II Вологда фактически стала столицей Европейского Севера. Через четыре года Архангельская губерния будет отделена от Вологодского наместничества, но зато в 1797 году будет создана огромная Вологодская губерния. Вологда продолжала оставаться кафедральным городом и имела значение крупного торгового, промышленного и транспортного центра. 2 октября 1780 года императрица Екатерина II утвердила впервые созданный вологодский герб: «на красном фоне золотая рука, выступающая из серебряного облака, держащая золотую державу и серебряный меч».
Участок набережной на Нижнем
посаде Вологды с постройками
конца XVIII века: дом губернатора,
церковь Зосимы и Савватия,
реальное училище (бывший дом
генерал-губернатора).
Фото последней четверти XIX века
Облик Вологды должен был соответствовать её новому статусу. В 1781 году утверждается первый генеральный план Вологды, созданный по канонам классицизма. На смену паутине улиц, существовавших, по крайней мере, со времени Ивана Грозного, пришла сетка прямых улиц и правильной формы площадей с «регулярной» застройкой. Существующие каменные постройки (храмы, подворья монастырей и около десятка купеческих особняков) были обозначены на новом плане, а деревянные дома, не попавшие на новые улицы, не разрешалось капитально ремонтировать. Новая постройка разрешалась лишь в соответствии с планом. Строительство зданий рекомендовалось вести по «образцам» фасадов и лишь по линиям новых улиц. Крыши каменных домов рекомендовалось крыть железом, а на деревянных домах запрещалось устраивать кровли из соломы. В Вологде впервые появилась должность губернского архитектора, которую в 1785 году занял Пётр Бортников. Денег для возведения новых административных зданий оказалось недостаточно, и вначале под них перестраивали крупные каменные здания, построенные в XVII веке Соловецким и Кирилловым монастырями для складирования соли и других товаров. Административный центр города по этой причине переместился с территории Города (бывшего грозненского кремля) на Нижний посад. Здесь возникла новая Парадная площадь, занятая ныне сквером на улицах Зосимовской и Ленина. На неё были обращены крупнейшие гражданские здания: дом губернатора, дворянское собрание и госпиталь (затем – мужская гимназия), воинская гауптвахта, присутственные места (позднее – духовная семинария). Вокруг нескольких храмов оформилась и крупная площадь, ныне носящая имя Революции. На окраине каждой из трёх частей города отводились участки для кладбищ – Богородского, Горбачёвского и Введенского. При приходских церквях в городе погребение умерших запрещалось, продолжали действовать лишь кладбища в пределах монастырей.

Вологда провинциальная (XIX век)

Новыми факторами развития России в конце XVIII и начале XIX веков стали активное строительство каналов, а позже – железных дорог. Потоки вывозившихся в Европу товаров стекались в Санкт-Петербургский порт, и транспортное значение северных рек с городами Вологдой и Архангельском сильно упало. Существовавшие в Вологде небольшие заводы и мастерские по производству свеч, ткани, колоколов, кирпича, пива, обработке кожи и изготовлению железных изделий производили продукцию в основном для местного рынка. Вологда торговала в основном с крестьянами своей губернии. На ярмарках покупалась продукция сельского хозяйства – зерно, лён и пенька, топлёное масло, на них продавались необходимые крестьянам промышленные и ремесленные изделия, привозные продукты.
Вид набережной города Вологды.
Гравюра Ф. Зайцева из
"Памятной книжки Вологодской
губернии на 1858 год"
Изменила Вологда и свой вид. Давно обветшавшая вологодская крепость была постепенно разобрана на кирпич. Последней исчезла круглая Владимирская башня (вблизи перекрёстка современных Ленинградской и Октябрьской улиц), которую до этого использовали для хранения пороха. На месте засыпанных рвов крепости в 1824 году были устроены первые в Вологде бульвары. Окончилось время Вологды-крепости, время шумной разноязыкой Вологды-порта, пришло время Вологды тихой, провинциальной. К началу XIX века город уже был застроен по новой планировке, имел прямые улицы и площади. Были построены деревянные плавающие мосты через реку Вологду и первый каменный через речку Золотуху. Улицы города стали мостить камнем. Новые дома, как и раньше, строили в основном из дерева. Над деревянными домами горожан, украшенными резьбой, над каменными купеческими домами, над деревьями садов возвышались древние церкви. Красота нового спокойного города была оценена многими путешественниками уже в девятнадцатом веке. В последней четверти двадцатого века именно такая Вологда будет признана одним из 16 городов-памятников Советского Союза.
В 1824 году город посетил император Александр I, который побывал в мужской гимназии, недавно выстроенном губернском тюремном замке, в дворянском собрании, в городских монастырях, в Воскресенском и Софийском соборах и всем увиденным остался доволен. В доме вологодского бургомистра купца Витушечникова на стене спальни императора в память о его пребывании была установлена мемориальная доска. В 1858 году в Вологде побывал и император Александр II.
В последней трети XIX века произошло важное изменение жизни города, связанное с развитием железных дорог. В 1872 году Вологда была соединена рельсами с Ярославлем, в 1898 году – с Архангельском, а восемь лет спустя – с Петербургом и Вяткой. Географическое положение Вологды снова сделало её перекрестком путей, но уже не природных, а рукотворных. Самым крупным предприятием города стали железнодорожные мастерские, давшие работу более чем тысяче человек. Самыми крупными учебными заведениями оставались духовная семинария и духовное училище, в которых обучалось около тысячи учащихся. Общее число жителей города выросло за столетие с 12 до 28 тысяч человек. Такой вошла Вологда в двадцатый век.
Запись на экскурсии
Огни ночной Вологды
Семёнково: архитектурно-этнографический музей Вологодской области
Право на судьбу
Форум Санкт-Петербург
Вологодский Софийский собор Виртуальный проект «Вологодский Софийский собор»
Культура.РФ
Информация для граждан
Хисторимэпс35
Защита персональных данных
Документы
Противодействие коррупции
Оценка труда. Документы
Анкета получателя услуг учреждений культуры
Госуслуги