В XVIII веке распространение получили нитяные — льняные, шёлковые и хлопчатобумажные кружева. В Вологде первая кружевная фабрика была основана в 1820 году помещицей Засецкой, работали на ней крепостные девушки. Постепенно искусство плетения кружева распространилось на близлежащие территории, крупные центры сформировались в Вологодском, Кадниковском, Грязовецком уездах. В каждой местности появился свой неповторимый стиль, орнаментальные мотивы, однако Вологда стала географическом и художественным центром промысла.
В историю вологодского кружева вошли мать и дочь Брянцевы, которым приписывается создание особого «вологодского манера» плетения с плавно изгибающейся линией рисунка. Благодаря их усовершенствованию появилась возможность создавать штучные вещи: палантины, накидки, пелерины и т.д.
В 1893 году в губернии насчитывалось 4 тысячи кружевниц, а в 1913 году — более 39 тысяч. Вологодские кружева получили признание на выставках в Филадельфии (1876 год), Чикаго (1893 год) и Париже (1925 год).
Узоры плетёного кружева зависят от техники плетения. В Вологде было распространено как парное, так и сцепное кружево. самым трудоёмким считается парное, в котором узор и фон выплетаются одновременно и зачастую требуется огромное количество пар коклюшек. Основой сцепного кружева служит непрерывная тесьма — полотнянка или «вилюшка», которая и создаёт всё богатство орнаментального узорочья. Сцепное кружево выплетается отдельными частями, которые затем сцепляются крючком.
В